"Мелочи газетной верстки" |
Написал Максим ИВАНОВ | ||||||||||||||||||||||
30.07.2008 | ||||||||||||||||||||||
Давным-давно в декабре 2003 года состоялся республиканский конкурс верстальщиков и операторов набора среди газет, подконтрольных Минпечати ЧР. Тогда я занял первое место (впрочем, серьезных соперников и не было). В следующем году меня попросили написать статью для семинара для верстальщиков газет. Ее я сегодня и выкладываю. Предупреждаю сразу. Написана она была в начале 2005 года, поэтому кое-что с тех пор я бы изменил и исправил (но по причине лени, делать не буду). И еще. Опытным верстальщикам ее читать не рекомендуется. Статья для начинающих.
«Мелочи» газетной верстки
1. Рабочий инструмент верстальщика. Рабочее место. Во-первых, это должен быть самый мощный в редакции компьютер и монитор с самой большой диагональю (желательно не менее 19 дюймов). На данный момент оптимальный выбором будет процессор с тактовой частотой не менее 2 ГГц, объем памяти — 512 Мб, объем памяти видеокарты — 128 Мб. Для работы с PageMaker’ом это более чем достаточно, но с таким компьютером уже можно спокойно работать в новой программе для верстки — Adobe InDesign (но о ней чуть позже), а также достаточно быстро обрабатывать большие графические файлы и полосы с рекламными объявлениями. Во-вторых, рабочий компьютер верстальщика должен иметь прямой доступ к сканеру (хороший сканер с фильм-адаптером для сканирования фотопленок сейчас стоит уже меньше 3000 рублей, например Epson Perfection 1670), принтеру и иметь модем для доступа в Интернет. Для более удобной работы лучше взять самую простую трехкнопочную оптическую мышь (200–300 рублей) — перед покупкой проверьте, как она лежит в вашей руке. Поверхность стола вместо коврика лучше не использовать, так как на рабочей поверхности будет постоянно накапливаться грязь, что обязательно скажется на скорости вашей работы. В-третьих, рабочее место должно быть оборудование с точки зрения СНиПа. Рабочее программное обеспечение. Вообще-то по идее мы должно использовать лицензионные программы, но, несмотря на то, что это дело будущего, уже сейчас кое-что в этом отношении можно предпринять. Изучайте бесплатные аналоги платных программ: без особых проблем можно расстаться с Microsoft Office (аналог ему OpenOffice), ACDSee (IrfanView, XnView), Internet Explorer (Mozilla Firefox) и некоторыми другими. К сожалению, полноценных бесплатных аналогов для программ верстки или редакторов векторной графики до сих пор не создано. На бесплатную операционную систему Linux перейти тоже не удастся в виду ее неприспособленности к настольным издательским системам (DTP). Поэтому лицензионный Windows все-таки придется купить. Впрочем, стоит он сейчас не очень дорого (Windows XP Professional стоит порядка 4500 рублей, Microsoft Office — раза в полтора дороже). Не старайтесь сразу же ставить все самые новые версии программ, при этом удаляя старые. Не всегда получаемые преимущества окупаются (яркий пример: неудачные четные версии CorelDraw, так и не прижившаяся седьмая версия PageMaker’а, чувствительная разница в скорости работы ACDSee версии 3.1 и 7.0). Некоторые считают, что центральные газеты верстаются с помощью «очень навороченных» программ, но это не так — подавляющее большинство современных газет можно верстать, пользуясь PageMaker’ом, который был выпущен в далеком 1996 году — все зависит от профессионализма верстальщика. Однако время не стоит на месте, и все большее количество новых программ уже не поддерживают ОС Windows 98. Поэтому переход на платформу Windows XP скорее всего предопределен. Но пока желательно поставить XP в качестве второй операционной системы и поэкспериментировать с ней. При выводе на пленку могут возникнуть проблемы со шрифтами формата «true type» — особенно это касается самодельных чувашских шрифтов; возможны проблемы со шрифтами и в других программах (советы по устранению возникающих проблем можно найти в Интернете). В процессе верстки желательно пользоваться только шрифтами формата «post script», так как они более надежны. Кстати, не ставьте в систему более 400–500 шрифтов — вы вряд ли будете постоянно использовать хотя бы сто различных начертаний, а каждый шрифт занимает место в памяти компьютера. Для более удобной работы со шрифтами поставьте менеджер шрифтов (например, Adobe Type Manager — для установки ps-шрифтов, и Font Navigator — для мгновенной инсталляции и деинсталляции шрифтов обоих форматов). Кстати, в Интернете можно найти каталоги шрифтов — они помогут вам сориентироваться и, когда нужно, подскажут название заинтересовавшей вас гарнитуры, которую вы приметили, например, в каком-то издании.
2. Что должен знать и уметь верстальщик? Во-первых. Изучить в совершенстве программу верстки и программу, в которой в вашей редакции набираются тексты (в большинстве случаев это Microsoft Word), разобраться как с помощью дополнений или скриптов можно упростить рабочий процесс верстальщика и наборщика. Например, небольшой сценарий для частных объявлений, на написание которого уйдет 15–20 минут, будет экономить вам столько же времени, но при создании каждого номера. Обязательно научитесь пользоваться «горячими клавишами» (для быстрого заучивания распечатайте список клавишных сочетаний и повесьте рядом с монитором) — опять-таки скорость вашей работы возрастет в полтора-два раза. Во-вторых. Научиться грамотно обрабатывать фотографии (коррекция цвета, яркости, контрастности, повышение резкости, удаление пятен и царапин), изучить азы CorelDraw и Adobe Illustrator, чтобы свободно редактировать присылаемые вам рекламные модули. Растровые объекты на полосы вставляйте только в формате tiff, а векторные объекты — в формате eps. Хотя существует возможность вставлять в PageMaker «corel’овские» объекты, злоупотреблять этим не следует. В-третьих. Уметь создавать pdf-файлы и редактировать их. В обозримом будущем, вероятно, отпадет необходимость в выводе газетных полос на пленку (кальку) в самой редакции — достаточно будет изготовления pdf-файлов и пересылки их в типографию (например, по ftp-серверу). Так как в процессе печати газеты отпадет «пленочное» звено, качество отпечатанных газет должно возрасти. Размер черно-белых pdf-файлов формата А3 не очень велик: в среднем от 500 Кб до 1,5 Мб. В-четвертых. Овладеть слепым десятипальцевым методом набора текста (например, с помощью программы Solo). Конечно, набор текста не входит в прямые обязанности верстальщика, но умение это очень пригодится. Тем более, что основами этого метода можно овладеть всего за месяц, даже если заниматься нерегулярно. В-пятых. Верстальщик должен быть грамотным (это слабое место многих дизайнеров наших местных рекламных агентств). Вы все равно не будете искать ошибки — это дело корректоров, зато вам будет намного легче с ними работать (также как и им с вами). В вашей редакции обязательно должен быть «Справочник издателя и редактора» (или аналогичная книга) — в нем очень подробно описаны правила, рекомендации и нормы по редакционно-издательскому оформлению. Обязательно с ним ознакомьтесь. Во многих газетах до сих пор неправильно используются следующие знаки: «дефис» «-», «короткое тире» «–» и «длинное тире» «—» (обычно вместо длинного тире используют короткое, или даже дефис, что неправильно). В русскоязычных изданиях буква «ё» используется только в именах, фамилиях, географических названиях, в словах, требующих однозначного прочтения и детских изданиях. В качестве кавычек грамотнее всего использовать кавычки-елочки «» или изогнутые кавычки “”, но никак не прямые ''''. В шестых. Разбираться в компьютерной технике, следить за новостями сферы высоких технологий. Знать требования, предъявляемые типографией к качеству предоставляемых оригиналов; ознакомиться с ГОСТами по издательскому делу.
3. О грамотной верстке публикаций. В нашей республике (Чувашия) верстают плохо (хотя за последние годы качество верстки выросло). По крайней мере, если сравнивать с ведущими образцами центральных газет (н.: «Известия», «КоммерсантЪ», «Российская газета»). Эти издания могут служить хорошим образцом классической прямоугольной верстки. Не бойтесь брать от них некоторые элементы оформления — чтобы стать хорошим верстальщиком можно и даже нужно заимствовать все лучшее, что придумано до вас. Попробуем обозначить основные моменты, на которые следует обратить внимание при верстке газет. Много споров ходит вокруг того, какой шрифт использовать в качестве основного: с засечками (н.: Times New Roman) или без засечек (н.: Pragmatica). Считается, что мелкие шрифты с засечками лучше читаются, но плохое качество бумаги может свести это преимущество на нет. Совет один: экспериментировать. Как вариант для основного текста можно использовать две гарнитуры: с засечками и без (в «Гранях» используется Newton7C и PragmaticaC). Основной текст во всем издании должен иметь одинаковый кегль и интерлиньяж (абзацный отступ, разумеется, тоже должен быть одинаковым). Кроме того, в статье строки должны иметь сквозное выравнивание (в идеале, выровнены должны быть все строки на полосе). Интерлиньяж основного текста должен быть в пределах 110–120% от размера кегля. Оптимальные варианты: 8/9, 8,5/9, 8,5/9,5, 9/10. Забудьте: 8/7,5, 8,5/8, 9/8,5 (кроме редких исключений: но чтобы научиться пользоваться исключениями, нужно выучить правила). Можно сделать интерлиньяж равным 100%, но не забудьте при этом уменьшить ширину букв для повышения удобочитаемости текста. И не забывайте, что параметры стиля, разработанные для одной гарнитуры, вряд ли подойдут для другого шрифта — необходима ручная доводка всех параметров. В статье не должно быть никаких висячих строк. Их нужно или вгонять, или выгонять (в зависимости от ситуации). При этом разрешается использовать только трекинг (процесс изменения расстояния межбуквенных пробелов в зависимости от размера шрифта) или кернинг (процесс выравнивания пробелов между знаками). Примерный алгоритм должен быть таков: изменяется значение трекинга или кернинга во всей публикации; если это не помогает — изменяются значения в отдельных абзацах (в крайнем случае, отдельных строк). Менять ширину символов не рекомендуется. Неопытные верстальщики в случае появления висячих строк чаще всего бросаются изменять интерлиньяж текстовых блоков — не совершайте «детские» ошибки. Кстати, последняя строка абзаца не должна быть короче, чем длина красной строки последующего абзаца, т.е. состоять не менее чем из 4–5 знаков. Какими буквами набирать заголовки: строчными или прописными? Лучше всего строчными, потому что текст, написанный сплошь прописными, труднее читается. Впрочем, жестких правил на этот счет нет. Желательно использовать для заголовков две гарнитуры: одну — для основных статей, другую — для небольших заметок (например, новостей или писем читателей). Разукрашивать газету кучей самых разнообразных гарнитур не стоит: это выглядит непрофессионально. Размер заголовка для статей выбирается исходя из значимости и размера статьи (ширина букв в заголовках, опять таки, должна оставаться постоянной). Не делайте маленькие заголовки — они должны выделяться на полосе (для заголовков лучше выбирать узкие гарнитуры полужирного начертания). Кстати, пора уже отходить от постоянного использования выключки по центру, поэкспериментируйте с выключкой влево. Не бойтесь белого пространства: не надо забивать каждый угол на полосе. Старайтесь не использовать рамки, тем более со скругленными углами (лучше про них забудьте). Не ставьте маленькие фотографии и старайтесь не размещать их на неполное количество колонок. Аккуратно пользуйтесь выворотками и серыми подложками для текста: то, что на экране выглядит хорошо, совсем необязательно будет так же хорошо выглядеть на бумаге. Для выделения частей текста как можно реже используйте подчеркивание или курсивное начертание. Постоянно думайте о вашем читателе. В вашей газете должно соблюдаться единство стиля. Информационные полосы старайтесь верстать единообразно. Для тематических полос можно придумать свои, отличные от других полос, элементы украшения. Но все равно читателю должно быть понятно, что полоса эта — из той же самой газеты. Не следует постоянно менять стиль верстки (лучше делать это не чаще одного раза в год). Это, конечно, радует глаз верстальщику (да и начальство «видит», что верстальщик работает), но читателю приходится каждый раз привыкать к новому оформлению газеты, что отнимает лишнее время. Не старайтесь впихнуть в газету много текста — полоса не резиновая, а читать такой текст очень тяжело. К тому же если среди ваших читателей много пожилых людей, лучше кегль основного текста сделать равным 9 пунктам.
4. Преимущества Adobe InDesign перед Adobe PageMaker. Несколько лет назад фирма Adobe заявила, что больше не будет поддерживать PageMaker и седьмая версия станет последней. Взамен появилась программа InDesign (в прошлом году вышла уже третья версия программы). Она имеет множество преимуществ перед своим предшественником. Правда, имеется существенный недостаток: требовательность к ресурсам рабочего компьютера. Кроме того, скорее всего, придется работать с нерусифицированной версией программы или самостоятельно устанавливать модуль переносов для русского языка. Но плюсов у «Индизайна» все же больше. В дополнение к уже имеющимся абзацным стилям (paragraph style) появились символьные стили (character style). Символьные стили позволяют изменять форматирование отдельных букв или слов, не изменяя форматирования всего абзаца. Для стилей можно задавать свои «горячие клавиши» (теперь не нужно копаться в длинной таблице стилей, отыскивая нужный — достаточно нажать, например сочетание «Ctrl+Shift+1»). Очень просто стало работать с таблицами: их можно не только экспортировать их Excel, но и создавать с нуля. «Индизайн» «понимает» файлы в формате «doc», в формате «ai» (Adobe Illustrator), без проблем вставляет в публикацию pdf-файлы. Кстати, экспортирование публикации в pdf занимает всего несколько секунд (в PageMaker этот процесс занимал в десятки раз больше времени). Упрощается работа с простыми рекламными модулями, которые делаются в программе верстки. Окантовка букв делается парой действий. Масштабировать можно не только графические элементы, но и простой текст. Текст, как и в векторных редакторах, можно перевести в кривые, доступны и некоторые другие «векторные» инструменты («Карандаш», «Ручка» и др.). В некоторых случаях «Индизайн» может полностью заменить собой «CorelDraw». В случае внезапного сбоя «Индизайн» сам восстанавливает последнюю версию файла. И самое главное, в «Индизайне» доступна многократная отмена ваших действий, что дает намного больше свободы для творчества. И это еще не все…
5. О дополнительных источниках информации Верстальщик, как и любой другой специалист, должен постоянно совершенствоваться и «учиться, учиться и еще раз учиться». Свежую информацию можно черпать в Интернете, из компьютерных газет и журналов, периодически покупать книги о верстки и дизайне (их трудно достать, но книги западных авторов стоят потраченных денег). Вот адреса некоторых сайтов в Интернете, где можно найти много полезной информации.
http://www.prodtp.ru http://www.rudtp.ru http://www.psd.ru http://www.redactor.ru http://www.spiker.ru http://www.artlebedev.ru/kovodstvo2/sections/ http://www.kursiv.ru/kursivnew/index.php http://www.pechatnoedelo.ru/arc/04-19/main.htm http://www.ukrprint.com/index.php http://www.orthonord.orthodoxy.ru/fonts/winfonts.htm Максим Иванов, г. Новочебоксарск, 23–24 декабря 2004 года (дополнено и исправлено 6–7 января 2005 года).
41553 просмотров
|
< Пред. | След. > |
---|
Главная |
Заметки |
Брин Бабац |
Статьи |
Записки |
Анекдоты |
Фотогалерея |
Сказки |
Стихи |
Футболия |
ПО/Комп/Интернет |
Карта сайта |
///2011///
12 декабря. Новый рекорд: 812 посетителей (по данным счетчика "liveinternet.ru").
Апрель. Еженедельные горячие десятки анекдотов теперь не выкладываются на главной странице.
///2010///
27 января. Новый рекорд: 560 посетителей (по данным счетчика "mail.ru").
25 января. Перешел на более мощный тарифный план. Теперь сайт работает в 1,5-2 раза быстрее.
///2009///
19 ноября. Новый рекорд: 312 посетителя (по данным счетчика "mail.ru").
15 апреля. Закрылась почтовая рассылка "Лучшая десятка анекдотов от Дяди Зорыча". Сам раздел продолжит существование.
///2008///
21 октября. Новый рекорд: 102 посетителя (по данным счетчика "mail.ru").
26 июня. Сайт переехал на собственное доменное имя www.zorych.ru (спасибо Алексею Радченко).
01 июня. День рождения сайта. В этот день начал заливать информацию на локальный сайт.