• Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • red color
  • green color

Официальный сайт Дяди Зорыча

Wednesday
Nov 27th
Главная arrow Заметки arrow Форма определяет содержание
Форма определяет содержание Версия для печати
Написал Максим ИВАНОВ   
14.03.2009

Все многообразие программного обеспечения можно условно подразделить на три вида: платные, бесплатные и условно-бесплатные. Но это в общем. А так существует более десятка различных форм распространения ПО, разобраться в хитросплетениях которых обыкновенному пользователю не так-то просто. Сейчас мы попытаемся восполнить этот пробел. >>>

Перед использованием коммерческого софта его нужно обязательно купить. В противном случае пользование этим продуктом считается незаконным (впрочем, возможно распространение его в виде shareware-версий). Коммерческое ПО создается с целью получения прибыли от его использования другими, поэтому над ним работает специальная группа разработчиков. В результате обычно получаемый качественный продукт вкупе с бесплатной техподдержкой выигрывает перед бесплатным ПО. К счастью, как доказывает практика, не всегда.
К свободное программному обеспечению относят те, в которых права пользователя на неограниченные запуск, изучение, распространение и изменение программ закреплены юридически с помощью свободных лицензий (например, GNU General Public License).
Открытое ПО отличается от свободного тем, что программа разрабатывается таким образом, что исходных код оказывается в свободном доступе. И любой желающий может использовать его как ему заблагорассудится. Исходники могут продаваться или предоставляться бесплатно с минимальными ограничениями: требование ссылаться на предыдущих создателей или новый продукт распространять с открытым исходным кодов (т.н. “copyleft”).
Разница между движениями свободного и открытого программного обеспечения заключается в основном в приоритетах. Первые считают, что именно права на распространение, модификацию и изучение программ являются главным достоинством свободного ПО. Вторые упирают на эффективность открытых исходников как метода разработки.
Открытое ПО пока в России еще не получило широкого распространения в виду привычки пользоваться нелегальным (пиратским) ПО. Но ситуация постепенно меняется к лучшему.

Adware (англ. Ad, advertisement — реклама и Software — программное обеспечение) — программное обеспечение, содержащее рекламу. Яркий пример: “родной” клиент ICQ, на который компания AOL вынуждает пересаживаться своих клиентов. Однако некоторые программы позволяют отключать показ рекламы, как например в Foxit Reader 2.3.

Beerware (англ. beer — пиво) — олушуточная форма распространения. Когда-то один из пользователей впечатавшись возможностями, предоставляемыми программой-трекером, пожертвовал его создателям в знак благодарности за их труд 50 литров немецкого пшениченого пива Augustiner.

Careware (от англ. care — забота) — вид условно-бесплатного программного обеспечения shareware. По одной версии, автора ПО, распространяемого таким образом, рекомендует перечислить вознаграждение на благотворительные. По другой — пользователь должен отдать автору что-то в обмен. Впрочем, можно эти требования не соблюдать.

Demoware (trialware) — демонстрационная версия коммерческого программного обеспечения, распространяемая бесплатно (shareware), но имеющая определенные функциональные ограничения, по сравнению с основной версией. Это может быть время работы, количество возможных запусков; блокирование доступ к важных функциям, например, к опции сохранения. Программы, работаю с изображением или видеоматериалом, могут добавлять в готовый проект видимые водяные знаки.
После окончания тестового периода вам нужно будет либо приобрести программу, либо ее удалить. В первом случае вы получите код разблокировки или полноценную версию. По таком принципу в последнее время распространяются продукты компании Adobe Systems.

Donationware (от англ. donation — «пожертвование») — бесплатный тип распространения, однако разработчик намекает на то, что он будет не против, если пользователь, получив полностью функциональную версию программы, раскошелится. Обычно в таких случаях на сайтах программ находятся специальные формы для онлайн-перевода денежных средств. Размер добровольных пожертвований может быть фиксированным или из разряда “кто сколько даст”. Например, продукты “Piriform” (CCleaner, Recuva).

Nagware (от англ. nagscreen — дословно «экран ворчания») — еще один тип shareware. Вы наверняка встречали такие программы, которые постоянно напоминают о том, что вы используете незарегистрированную копию. В одних появляется только при загрузке, в других — при выполнении некоторых действий. Например, как в WinRAR.

Freeware (от англ. free [free of charge] — «бесплатный») — программное обеспечение, распространяющееся бесплатно. Однако необходимо помнить о том, что большая часть подобных продуктов бесплатна лишь при использовании в некоммерческих целях для частных лиц, медицинский и учебных учреждений, некоммерческих организаций т.п. В противном случае бесплатный продукт превращается в платный. Такое ПО можно узнать по приставке home edition или информации в лицензионном соглашении.
Очень часто разработчик в бесплатном доступе выкладывает урезанную версию, которая тем не менее полностью функциональна.

Shareware — распространенный тип условно-бесплатного ПО. Подразделяется на виды: ограничения по возможностям (demo), сроку действия (trial), со встроенной напоминалкой (nagscreen) и другие.

Spyware (от англ. spy — “шпион”) — программа, которая без ведома пользователя устанавливает дополнительные модули для получения полного или частичного контроля над взаимодействием между пользователем и компьютером. Степень наносимого вреда определяется способом их работы. Одни собирают информации о посещаемых вами сайтов и отправляют разработчику, другие контролируют вашу работу, собирая данные о нажатых вами клавишах и пересылая скриншоты, третьи могут внедряться с целью получения полноценного доступа к вашему ПК с помощью методов удаленного администрирования.

(Опубликовано в газете "Мой друг компьютер", № 5, март 2009 года. Здесь дана авторская редакция.)



27523 просмотров

  Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
Имя:
E-mail
Домашняя страница
Тема:
BBCode:СсылкаEmailЖирный текстКурсивПодчёркнутый текстКавычкиCodeСписокПункт спискаЗакрыть список
Коментарий:



Код:* Code

 
< Пред.   След. >

///2011///
12 декабря. Новый рекорд: 812 посетителей (по данным счетчика "liveinternet.ru").
Апрель. Еженедельные горячие десятки анекдотов теперь не выкладываются на главной странице.
///2010///
27 января. Новый рекорд: 560 посетителей (по данным счетчика "mail.ru").
25 января. Перешел на более мощный тарифный план. Теперь сайт работает в 1,5-2 раза быстрее.
///2009///
19 ноября. Новый рекорд: 312 посетителя (по данным счетчика "mail.ru").
15 апреля. Закрылась почтовая рассылка "Лучшая десятка анекдотов от Дяди Зорыча". Сам раздел продолжит существование.
///2008///
21 октября. Новый рекорд: 102 посетителя (по данным счетчика "mail.ru").
26 июня. Сайт переехал на собственное доменное имя www.zorych.ru (спасибо Алексею Радченко).
01 июня.
День рождения сайта. В этот день начал заливать информацию на локальный сайт.