Инклюзивное образование, в отличие от традиционного, обеспечивает равный доступ к нему всех без исключения людей. Но при этом создает особые условия для тех, кто испытывает трудности в обучении. Таких, по оценкам экспертов разных стран, в среднем от 15 до 20 проц. Подобный тип образовательного процесса — когда дети с ограниченными возможностями учатся вместе с обычными детьми — позволяет дать им не только качественное образование. Опыт, накопленный в течение последних двадцати лет странами Западной Европы и Северной Америки, говорит о том, что такие дети более общительны и лучше приспособлены к жизни, чем их сверстники, обучавшиеся дома или в спецшколах. С каждым годом сторонников инклюзивного образования в нашей стране становится все больше. Какие же трудности могут препятствовать внедрению интегративного образования в России? >>>
В последние годы в нашей стране был приняты ряд документов, направленных на решение проблем инвалидов. Однако законодательная база еще требует существенных доработок. Процесс этот идет, но результатов сразу ждать не стоит. Из последних изменений в законодательстве можно отметить “Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении”. Теперь детские сады обязаны принимать детей с ограниченными возможностями и вести с ними коррекционную работу. Также в черновике государственной программы “Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы” указано, что число детей-инвалидов, обучающихся в обычных школах, должно возрасти с 40 до 50 проц.
К сожалению, большинство образовательных учреждений не приспособлены для обучения детей-инвалидов (в России около 540 тыс. детей с нарушениями в развитии — Прим. авт.). Необходимы не только пандусы, но и спецподъемники, поручни в коридорах, специальные парты. И это далеко не полный перечень требований. Впрочем, все девять московский школ, открывшихся в этом учебном году, уже готовы принять детей с ограниченными возможностями. Хочется надеяться, что примеру столицы последуют и другие регионы.
Немалую сложность представляет и нехватка квалифицированных кадров. Нужны не только специалисты: коррекционные педагоги (дефектологи), психологи, воспитатели, социальные педагоги. Учительский состав также должен обладать навыками работы с детьми с ограниченными возможностями. В Англии, например, в каждой школе имеется координатор и ассистенты, которые в случае необходимости могут стать сурдопереводчиком, помочь в передвижении или решении учебных задач.
Нельзя забывать и о настороженном отношении общества к тому, чтобы здоровые дети учились вместе с детьми-инвалидами. Недавно Карельская государственная библиотека для слепых провела социологический опрос в школах Петрозаводска. Почти треть учеников высказалась против совместного обучения. Другая треть высказалась 62% младших школьников и 73 % младших школьниц не против дружбы со сверстниками-инвалидами. Такой же опрос, проведенный среди студентов показал, что две трети респондентов не против учиться вместе с лицами с ограниченными возможностями. Как показывает практика, чем раньше дети-инвалиды включаются в образовательный процесс, тем быстрее находят общий язык с другими детьми.
Все эти сложности можно успешно преодолеть, пример тому эксперимент, проходящий в новокуйбышевской средней школе № 11. Последние двенадцать лет школа сотрудничала с детским реабилитационным центром, в котором обучаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ДЦП, а также задержками интеллектуального развития. Со временем центр перестал справляться с нагрузкой, поэтому приняли решение на базе школы запустить систему инклюзивного обучения.
Денежные средства были выделены из областного и городского бюджетов. На эти деньги был произведен ремонт, куплен автоматический подъемник, способный поднимать детей с ограниченными возможностями на все этажи учебного заведения. У входа в здание поставили пандусы, классы, коридоры, места отдыха оборудовали поручнями. Были закуплены и специальные парты. Кроме того, в школьном гараже появился микроавтобус с подъемником для детей-колясочников.
Для зачисления в школу требовалось письменное заявление ребенка и его родителей, а также справка от психолого-медико-педагогической комиссии. Количество детей с ограниченными возможностями в классах не превышало 4 человек.
Для учителей и родителей провели серию тренингов и семинаров по проблемам совместного обучения. Дети, как ни странно, практически не заметили, что в их классах появились новые ученики. Конфликтов замечено не было.
Учебный процесс не изменился. Расписание осталось стандартным. Только при этом детям с отклонениями в развитии уделялось немного больше внимания. Они получали задания, позволяющие отработать базовые знания. Несмотря на опасения родителей здоровых детей, на успеваемость остальных детей это не повлияло.
Впрочем, до масштабного внедрения инклюзивного образования в России пока далеко. И рано делать ставку только на подобную форму обучения, забывая про традиционное образование.
Недавно председатель правительства РФ подписал постановление, согласно которому до конца года все дома-интернаты для умственно отсталых детей и детей с физическими недостатками будут оснащены уникальными компьютерными интернет-классами, адаптированными для детей с особыми потребностями.
Тем временем в России уже несколько лет реализуется программа по дистанционному обучению “Живая школа”. Для этого специальные аппаратно-программные комплексы устанавливаются в квартирах учащихся, и в базовых школах. По этой программе обучается около тысячи детей в Санкт-Петербурге, Москве, Московская области, Калинграде и ряде других городов.
(Опубликовано в газете "Грани" 1 ноября 2008 года. Здесь дана черновая редакция).
16278 просмотров
Ваш комментарий будет первым | | |