ГлавнаяЗаметки О некоторых аспектах обработки иллюстраций для черно-белой и цветной газетной печати
О некоторых аспектах обработки иллюстраций для черно-белой и цветной газетной печати
Написал Максим ИВАНОВ
10.10.2008
Объяснять важность присутствия в газете качественных фотографий, думаю, не нужно. К сожалению, в газетах нашей республики, за редким исключением, качеству и количеству фотоиллюстраций уделяется слишком мало внимания. Посмотрим, что может сделать верстальщик, чтобы фотографии в газетах стали выглядеть лучше. >>>
Наверняка многие сталкивались с такими ситуациями, когда иллюстрация, замечательно выглядящая на экране вашего монитора, в отпечатанной газете становится мутной, слишком светлой, или наоборот очень темной. Порой в этом виновата типография (часть тиража они могут напечатать с большим количеством черной краски, часть — с меньшей; разные смены также могут печатать по-разному). Возможное решение проблемы: более плотная работа с типографией. Дело еще и в том, что верстальщики не очень хорошо осведомлены о технологических процессах, происходящих в типографиях (и о тонкостях, их сопровождающих). Отчего иногда возникают недоразумения, когда типография винит редакцию, а редакция — типографию.
Но кое-какие действия можно предпринять. Для начала надо настроить мониторы в редакции таким образом, чтобы добиться одинакового отображения иллюстраций на разных компьютерах — откалибровать их. Калибровка монитора — процесс настройки параметров отображения в соответствии с определенными требованиями. Калибровка графических станций (ГС) осуществляется в два этапа. На первом этапе настраивается монитор: подбирается оптимальная яркость, контрастность, цветовая температура и некоторые другие его параметры. На втором этапе настраивается профили печатного оборудования, ПО для работы с цветом, операционная система, специализированный софт и пр. Если же какой-либо из этапов калибровки был пропущен или проведен неверно, ее нельзя считать корректной. Вообще, крайне важно корректно откалибровать ваши ГС для обеспечения соответствия цвета на экране тому, что будет получено в печати. Корректная калибровка ГС позволяет получать на допечатной стадии "предсказуемый" цвет, который можно без особых проблем получить в печати. Для калибровки монитора их имеется три вида: 1) аппаратные калибраторы, 2) профили управления цветом, 3) программные утилиты.
В нашем случае достаточно будет настроить мониторы с помощью модуля Adobe Gamma, которая устанавливается вместе с Adobe Photoshop. Что еще нужно сделать? Настроить используемые программы для верстки и дизайна (Акробат, Фотошоп, Индизайн, Иллюстратор). Выставить одинаковые цветовые профили (RGB, CMYK). Сделать это можно во вкладке «color settings» («Настройки цвета»).
Вероятно, что даже в этом случае получаемый результат будет не совпадать с желаемым (ведь настроить оборудование типографии вам вряд ли удастся — а это важно). Придется подстраиваться вам: дополнительно высветлять или затемнять иллюстрации (главное, чтобы типография печатала ровно, без сюрпризов).
Для отображения на экране монитора используется модель RGB — эту же модель использует сканер и наши глаза — красный (red), зеленый (green), синий (blue). Черный цвет получается смешением всех цветов. Для печати же используется другая модель CMYK, состоящая из четырех цветов: голубой, пурпурный, желтый и черный (обратите внимание: цветовой диапазон модели CMYK меньше диапазона модели RGB). Эта модель представляет отраженный свет, т.е. цвета, которые вы видите в типографских красках, фотографических красителях и цветовых тонерах. Именно поэтому для полноцветной печати на полосу необходимо ставить фотографии, уже переведенные в CMYK. В противном случае в типографии возможно и преобразуют в CMYK, но цвета могут быть не те, что вы задумали. В какой модели проводить цветокоррекцию решать вам (можно сначала отредактировать в RGB, а потом перевести в CMYK; или сначала в CMYK, а потом заняться цветокоррекцией). Кстати, при обратном переводе из CMYK в RGB утраченные цвета не восстанавливаются.
В CMYK каждая из четырех красок может принимать значение от 0 до 100 (в RGB от 0 до 255). В ИПК «Чувашия» в технических требованиях указывается общее количество красок для модели CMYK: не более 240. В противном случае типография не отвечает за качество: точка расплывется на газетной бумаге.
Существует несколько способов перевода цветного изображения в черно-белые тона с помощью Photoshop'a.
1. Изображение -> Режим -> Черно-белый. Считается, что этот метод дает нам потери в мелких деталях, впридачу добавляя легкую "замыленность".
2. Изображение -> Установка -> Обесцветить (Shift+Ctrl+U). Способ, дающий результат намного лучший, чем предыдущий - во всяком случае, потерь деталей практически удалось избежать. И все же - налицо некоторая нерезкость, появившаяся именно после применения обесцвечивания.
3. Изображение -> Установка -> Смешивание каналов -> Монохром. Самый "шумный" метод - изображение приобретает эдакую "пленочную" зернистость. Итоговое количество 100. В то же время, изображение очень удачно высветлено - именно при использовании этого способа детали в тенях проступают сами по себе, без дополнительных с нашей стороны усилий.
4. Изображение -> Режим -> Lab-цвет, после чего переключаемся на палитру "Каналы". Вообще, цветовое пространство Lab может буквально творить чудеса - так, в вышеупомянутом канале можно совершенно бессовестно и безнаказанно (по сравнению с RGB и CMYK) "задирать" яркость, контрастность и резкость - без опасения потерять детали. Сейчас же обратите внимание на тот факт, что именно этот - четвертый - метод оставил мельчайшие детали, не привнеся шума.
Кстати, по поводу этого существует анекдот. «Некий Егор Шаров он же Гога, он же Гоша, долго учил народ на фотосайте, как надо обрабатывать фото в Фотошопе. Однажды он сфотографировал ромашку, перевел цветное фото в черно-белое одним способом, поместил четыре копии на одну страничку и спросил народ «какой перевод в черно-белое Вам лично больше всего понравился?» Народ и проголосовал за варианты 2 и 3. «Значит правильно перевожу», — подумал Шаров.»
Обычно после перевода иллюстрации в черно-белое изображение требуется постобработка. Яркость/контрастность лучше править с помощью кривых (Ctrl+M), или с помощью уровней (Ctrl+L). Если нужно, добавить резкость (фильтры Sharp), если это отсканированное изображение из газеты или журнала — ослабить муар (фильтры Blur). Убрать царапины, пыль, шум. Для черно-белой печати достаточно разрешения 150 dpi. Для цветных 200–250 dpi.
Рассмотрим наиболее встречающиеся ошибки. Ставьте фотографии на полосу только в формате TIFF и в той цветовой модели, которая вам в итоге нужна. Если печать черно-белая фотографии переводите в черно-белый цвет. JPEG не используйте по той простой причине, что этот графический формат использует алгоритмы сжатия с потерями. Векторные файлы перед вставкой на полосу переводите в формат EPS.
При постановке фотографий на полосу старайтесь не использовать квадратные и близкие к ним форматы. Лучше золотое сечение (5:8, 2:3). Если есть возможность, ставьте вытянутые снимки. Панорамные. Если портрет, то акцент делайте на лице человека, а не окружающем его антураже.
P.S. Не забывайте поговорку «учиться, учиться и еще раз учиться». Не варитесь в собственном соку. Если есть возможность, обменивайтесь опытом. Налаживайте связи с другими редакциями. Посещайте многочисленные сайты в Интернете. Смотрите как верстаются другие газеты (центральные, зарубежные).
(Эта статья — доклад, который я готовил для республиканского семинара верстальщиков и наборщиков в июле 2007 года.)
///2011/// 12 декабря. Новый рекорд: 812 посетителей (по данным счетчика "liveinternet.ru"). Апрель. Еженедельные горячие десятки анекдотов теперь не выкладываются на главной странице. ///2010/// 27 января. Новый рекорд: 560 посетителей (по данным счетчика "mail.ru"). 25 января. Перешел на более мощный тарифный план. Теперь сайт работает в 1,5-2 раза быстрее. ///2009/// 19 ноября. Новый рекорд: 312 посетителя (по данным счетчика "mail.ru"). 15 апреля. Закрылась почтовая рассылка "Лучшая десятка анекдотов от Дяди Зорыча". Сам раздел продолжит существование. ///2008/// 21 октября. Новый рекорд: 102 посетителя (по данным счетчика "mail.ru"). 26 июня. Сайт переехал на собственное доменное имя www.zorych.ru (спасибо Алексею Радченко).
01 июня. День рождения сайта. В этот день начал заливать информацию на локальный сайт.