ГлавнаяСтатьи Нет опыта работы? Не беда. Найдем и то, и другое
Нет опыта работы? Не беда. Найдем и то, и другое
Написал Максим ИВАНОВ
26.09.2008
Что делать, если перед вами стоит непростая задача найти работу, а опыта трудовой деятельности вы еще не приобрели? Что писать в резюме, как вести себя на собеседовании у потенциального работодателя? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить. Самое главное, вы должны знать: все когда-то начинали с нуля. И отсутствие записей в трудовой книжке совершенно естественно для молодого специалиста. Правильная психологическая установка — половина дела. Поэтому помните: работу вы найдете. Обязательно. >>>
Каждому работодателю отдельное резюме
Не нужно посылать десятки однотипных и наспех составленных резюме. Уделите его написанию больше внимания и времени — и это непременно принесет свои плоды. Оформляйте опрятно, проверяйте грамотность. Внимательно изучите объявления о работе, какие требования выдвигаются. И корректируйте резюме для каждой вакансии. Помните, составляете его вы не для себя, а для потенциального работодателя. И надо стараться понять, что же он хочет увидеть в вашем резюме.
В графе “Личные качества” избегайте стандартных слов: “коммуникабельный, стрессоустойчивый, целеустремленный, ответственный”. Фразы “способен быстро принимать решения в стрессовой ситуации» или «умение находить подход к разным людям, быстро выявлять потребности человека” будут восприняты более благожелательно. Избегайте штампов. У читающего ваше резюме работодателя возникнет ощущение, что вы разослали в десятки фирм одну и ту же бумагу. А он хочет получить особенное резюме. И уникального работника.
Плясал на вузовской сцене, теперь руководит людьми
Итак, что же писать в резюме? Пусть у вас нет опыта работы, зато есть жизненный опыт. Его и укажем. Претендуете на должность в сфере продаж? Может быть, вы участвовали в общественной жизни вашего учебного заведения? Тогда вы должны были научиться опыту работы в команде, умению общаться с людьми. В продажах эти качества незаменимы.
Вообще, могу сказать, что почти все мои знакомые члены студсоветов, профкомов, кавээнщики и “студвесники” сейчас работают на хороших должностях. И чем больших успехов они достигли в общественной жизни университета, тем лучше у них идет карьера. Культурно-массовая деятельность — это не просто приятное времяпрепровождение, а опыт работы с людьми, нужные знакомства, умение держать себя перед аудиторией, уверенность в себе.
Одним словом, участие в культурно-массовой и общественной жизни автоматически повышает ваши шансы хорошо устроиться в будущем. Поэтому, если вы еще студент, стоит подумать, чем заняться кроме учебы. Ведь работодателю не нужны ваши оценки. Другое дело — знания, навыки и умения.
Как выгодно подать увлечения и хобби?
В списке требований организаторские способности? Напишите что помогали проводить конференции, общественные мероприятия. Претендуете на сидячую кропотливую работу? Укажите хобби, в котором требуются терпение и внимательность. Хотите работать курьером? Напишите: “люблю географию, нравится изучать карты, гулять по городу”. Если же у вас есть велосипед, на котором вы часто совершаете поездки, ваши шансы возрастут многократно. Работодатель не устоит перед вашей мобильностью и возможностью не оплачивать вам проезд на общественном транспорте.
Хотите попробовать себя в журналистике? Покажите свой блог. Если нет — заведите. Только не приносите стихи. Это вряд ли оценят.
В резюме также можно указать участие в научных конференциях, дипломы и грамоты. Разумеется, претендуя на должность программиста, не нужно показывать диплом за доклад по истории. Но хорошее знание английского языка пригодится.
На первых порах можно и бесплатно
Некоторые фирмы берут на стажировку студентов старших курсов. Их политика: лучше воспитать сотрудника под себя, чем переделывать человека со стороны. В Чебоксарах, например, филиалы крупных московских IT-фирм раз в год объявляют набор молодых специалистов. Опыт работы их не особо интересует. Главное — умение программировать. Стажировка оплачивается.
Впрочем, несколько месяцев можно поработать и бесплатно. Заодно на этом же предприятии можно написать диплом — так поступили четверть моих одногруппников.
Самый важный этап — собеседование
Помните. Все, что вы делали ранее, — это прелюдия. Окончательное решение будет приниматься только после личной встречи с работодателем. Поэтому к ней надо подготовиться. Опрятный внешний вид, умение держать себя, уверенные ответы на вопросы — все это прибавит вам шансов. Вопросы могут задать самые разные. Если теряетесь под пытливым взглядом интервьюера, сходите еще на несколько собеседований. И уверенность придет.
Напоследок мы опросили руководителей младшего и среднего звена в различных сферах деятельности. Им предстояло ответить на вопрос: “Надо взять человека без опыта работы. На что вы бы обратили внимание?”. 1. Евгений, начальник отдела (сфера энергетики):
Требования стандартные: ответственность, желание работать, специальное образование. По резюме и личной встрече трудно проверить, подходит он нам или нет. Поэтому больше полагаемся на испытательный срок. Если хочет работать, то справится. Если нет, найдем другого — желающих достаточно. 2. Алексей, директор интернет-проекта:
Когда искали дизайнера, смотрели на умение пользоваться специальными программами. Наш нынешний сотрудник опыта не имел, зато хорошо разбирался в пакете Macromedia Flash и рисовал на любительские ролики. Теперь создает рекламные баннеры. 3. Инна, руководитель юридического отдела:
Ответственность, обязательность, умение логически мыслить, исполнительность, аккуратность, внимательность. Эти качества чувствуются по разговору, по ответам на вопросы — но кое-что можно определить по резюме. Темы докладов на конференциях, дипломов имеют значение, если относятся к той области права в которой мы работаем. 4. Татьяна, начальник отдел переводов:
Желание учиться, амбициозность, уверенность в себе. В резюме смотрела бы в графу “Расскажите о себе”: хобби, общественная деятельность, любит ли путешествовать. Похвально увлечение литературой. Если принесет переведенное им красивое стихотворение — плюс балл за нестандартный подход. Но личная встреча, конечно, будет определяющей. 5. Оксана, главный бухгалтер:
Первое, что смотрела в резюме — образование. Одни учебные заведения котируются больше, другие меньше, хотя хорошие студенты встречаются везде. Интересно, но у неопытных студентов вузов очень высокие требования по зарплате. Они не понимают, что главное начать, показать себя, а через несколько месяцев можно требовать повышения или уходить.
Опубликовано в газете "Грани" от 23 сентября 2008 года. Здесь дана авторская редакция.
///2011/// 12 декабря. Новый рекорд: 812 посетителей (по данным счетчика "liveinternet.ru"). Апрель. Еженедельные горячие десятки анекдотов теперь не выкладываются на главной странице. ///2010/// 27 января. Новый рекорд: 560 посетителей (по данным счетчика "mail.ru"). 25 января. Перешел на более мощный тарифный план. Теперь сайт работает в 1,5-2 раза быстрее. ///2009/// 19 ноября. Новый рекорд: 312 посетителя (по данным счетчика "mail.ru"). 15 апреля. Закрылась почтовая рассылка "Лучшая десятка анекдотов от Дяди Зорыча". Сам раздел продолжит существование. ///2008/// 21 октября. Новый рекорд: 102 посетителя (по данным счетчика "mail.ru"). 26 июня. Сайт переехал на собственное доменное имя www.zorych.ru (спасибо Алексею Радченко).
01 июня. День рождения сайта. В этот день начал заливать информацию на локальный сайт.