• Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • red color
  • green color

Официальный сайт Дяди Зорыча

Friday
Nov 22nd
Главная arrow Записки arrow Глава 84. На заре информационной эры
Глава 84. На заре информационной эры Версия для печати
Написал Максим ИВАНОВ   
04.07.2008

В 70-х годах прошлого столетия ряд западных ученых-социологов провозгласил конец прежнего «индустриального» общества и рождение нового, «постиндустриального». В основе «индустриального» общества лежит господство механики и старой машинной техники, в основе «постиндустриального» — новейшие достижения в области науки и техники (кибернетика, автоматизация, компьютеризация); в экономике на первую роль выходит не производство товаров, а производство услуг. Однако уже в начале 80-х годов ученые начали склоняться к тому, чтобы сменить термин на более соответствующий: «информационное общество», в котором все большую роль начинает играть информация и знание. Информация приобретает статус стратегического ресурса.

Только факты (но: доверяй, но проверяй)
В одном еженедельном выпуске газеты “The New York Times” содержится больше информации, чем мог получить в XVII в. средний житель Англии за всю свою жизнь.
Сто лет назад объем знаний на планете удваивался каждые 30 лет. Сейчас прирост знаний, по одним оценкам, составляет 15% в год, по другим, количество информации удваивается уже каждые 3–4 года (причем скорость рост постоянно увеличивается). Объем печатной информации удваивается каждые четыре-пять лет.
За последние три десятилетия было произведено больше информации, чем за предшествующие 5000 лет.
При современном темпе роста информации библиотекам приходится удваивать фонды хранения и соответственно связанные с этим расходы каждые 10–20 лет. Так, одной библиотеке Берлинского Свободного университета требуется дополнительно 120 км полок, чтобы обеспечить прирост книг за два последних десятилетия.
Полный запас информации по вопросу средней сложности измеряется величиной порядка 10x9 битов (двоичных единиц информации). Человек может воспринимать и перерабатывать информацию со скоростью 45 битов в секунду, а все время бодрствования человека за период его сознательной жизни измеряется величиной в 10x9 секунд. Таким образом, весь теоретически посильный для переработки "невооруженному" человеку объем информации измеряется величиной 45 х 109 битов.
В США в 1950 году только 17% людей работало в сфере информационного труда. Через тридцать с лишним лет это цифра достигла 60%. В настоящее время она еще больше.

Грани информационной глобализации: Интернет и Википедия
Подлинную революцию в информатике произвело рождение Интернета. В 1969 году Министерство обороны США решило создать надежную систему передачи информации. В том же году была создана компьютерная сеть ARPANET (она объединила четыре научных учреждения США). Она начала активно расти и развиваться. В 1973 году к сети были подключены первые иностранные организации из Великобритании и Норвегии, спустя десять лет за ней закрепился термин «Интернет». В 1984 году у сети ARPANET появился серьёзный соперник. Национальный научный фонд США (NSF) основал обширную межуниверситетскую сеть NSFNet, которая была составлена из более мелких сетей и имела гораздо большую пропускную способность, чем ARPANET. К этой сети за год подключились около 10000 компьютеров, и звание «Интернет» начало плавно переходить к NSFNet. В 1989 году в Европе, в стенах Европейского совета по ядерным исследованиям родилась концепция Всемирной паутины. Её предложил знаменитый британский учёный Тим Бернерс-Ли. Он же в течение двух лет разработал протокол HTTP, язык HTML и идентификаторы URL. В 1990 году сеть ARPANET прекратила своё существование, проиграв конкуренцию NSFNet.
В 1991 году Всемирная паутина стала общедоступна в Интернете, а в 1993 году появился знаменитый веб-браузер NCSA Mosaic. В 90-е годы Интернет объединил в себе большинство существовавших сетей. К 1997 году в Интернете насчитывалось уже около 10 миллионов компьютеров. Интернет стал очень популярным средством для обмена информацией. В настоящее время число пользователей интернета достигло 1 миллиарда человек. Возглавляет список США — около 200 миллионов пользователей, в Китае — 111 миллионов, в Япония – свыше 85 миллионов. Россия по этому показателю находится на 11-м месте в мире — в Интернет выходят 21,8 млн человек. В ноябре прошлого года количество сайтов перевалило отметку в 100 миллионов (два года назад их было в два раза меньше, а десять лет назад число сайтов не превышало 20 тысяч).
В 2001 году Джимми Уэйлсом была основана интерактивная энциклопедия — Википедия. Концепция Википедии заключается в том, что любой пользователь может стать ее соавтором, добавив свою статью или отредактировав уже имеющуюся. Сегодня Википедия существует на 249 языках и имеет сотни тысяч добровольных авторов по всему миру. На данный момент времени число статей на английском языке превысило отметку в 1,6 млн. Русскоязычный сегмент Википедии гораздо меньше (132299 статьи на 31 января), но это уже больше чем знаменитая "Британская энциклопедия" (15-е издание насчитывает 120 тысяч статей) или третья редакция "Большой советской энциклопедии" (около 100 тысяч).

Несколько мыслей по поводу лавинообразного роста информации
Спору нет, современный человек при наличии компьютера и выхода в Интернет, получает доступ к огромной массе информации. Но ее количество увеличивается настолько быстрыми темпами, что качественная (ценная) информация размывается в этом море. Зачастую появляющаяся информация не содержит в себе ничего нового, а является продуктом компиляции уже имеющейся информации (яркий пример тому — данная статья). Впрочем, по-новому скомпилированная статья — это уже новый продукт. Но даже если оставить за скобками проблему плагиата, метод «скопировать и вставить», ставший популярным среди молодежи именно в связи с доступности информации (вспомните: «мы не ценим то, что нам легко дается»), в целом негативно сказывается на творческих способностях оных. При написании рефератов, курсовых и даже дипломов все меньше учащихся пытается мыслить.
Кстати, Интернет обладает таким свойством, как избыточность. С одной стороны нужную информацию можно найти на разных сайтах (что увеличивается вероятность ее нахождения). С другой стороны, ухудшается поиск схожей информации (что проявляется при работе с поисковыми системами).
На домашнем компьютере современного пользователя в электронном виде хранится огромное количество инфы (неологизм, образованный от слова «информация»). То, что раньше еле умещалось в нескольких комнатах библиотеки, теперь может занимать всего несколько гигабайт на жестком диске. И очень часто, в отличие от библиотек с их картотеками, все это хранится как попало. К счастью, нужную в данный момент информацию можно найти с помощью программ поиска, алгоритмы которых постоянно совершенствуются. Впрочем, работать с электронной версией книги проще: полнотекстовый поиск позволяет сразу понять, содержатся ли в том или ином источнике искомые мне слова. Я, например, заинтересовавшие меня тексты проверяю на наличие следующих слов: «юмор», «остроумие», «ирония» (для диссертации). Это очень экономит время. Но отучает пользоваться бумажными источниками и библиотеками (хотя когда-нибудь необходимость в привычных нам библиотеках отпадет).

* * *
Информация решает все: тот, кто обладает информацией — тот достигает максимального успеха во всех сферах человеческой деятельности. Но этого мало. Нужно еще обладать средствами ее доставки (в том случае, если вы хотите, чтобы ваша информация оказывала влияние на других). Нужно обладать мощными средствами ее производства (необходимое условие для государства, которого не устраивает роль второго или третьего плана в постиндустриальном мире). Кроме того, информация должна быть структурирована таким образом, чтобы минимизировать время поиска того, что нужно из того, что есть в наличии. Напоследок кратко познакомимся с двумя инструментами эффективного управления информацией, активно использующих компьютер (нижеследующий текст готовился на основе статей из Интернета).

Информация «заключается» в точках, что сокращает время ее поиска
Чаще всего однородная информация структурируется в виде таблиц. В некоторых случаях табличную форму записи удобнее превратить в облака точек (т.н. «рассеянные графики»), где каждый объект будет отображаться точкой в двумерной системе координат. Возьмем следующий пример: «музыкальная картотека». По оси ординат расположим исполнителей в алфавитном порядке (сначала английские буквы, потом русские), по оси абсцисс — временную шкалу. Точки: альбомы или синглы. Величина точки будет зависеть от количества композиций в альбоме. Цвет будет отвечать за принадлежность к различным музыкальным жанром. Вертикальные движения точки будут означать, что этот альбом концертный, горизонтальные движения — студийный. И т.д. В разрабатываемой системе «Liquid Browsing» («плавная навигация») точки имеют семь измерений информации. Был устранен и существенный недостаток «рассеянных графиков» — перекрытие точек. Теперь при приближении манипулятором к одному из объектов, соседние точки автоматически «расступаются». Подобные программы для общего доступа должны появиться в скором будущем.
Фраунгоферовский институт прикладных информационных технологий разработал систему SWAPit. Программа показывает пользователю текстовую информацию под различными углами зрения. Сообщения на определенные темы отображаются в виде своеобразной «географической карты» и автоматически группируются по общим признакам. Взаимосвязи в графическом отображении распознаются очень просто. Родственные темы, относящиеся к одному и тому же ключевому слову, группируются в светлом поле. Чем больше темная область между такими светлыми областями на информационной карте, тем меньше они имеют общего.

Ментальные карты подключают к работе правое полушарие
Ментальные карты — это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме. В настоящее время пользователям доступны несколько программ, позволяющих рисовать МК на экране монитора (чем он больше, тем лучше). К сожалению, я так и не успел освоить ни одну из них, поэтому предлагаю почитать то, что пишется на одном из сайтов, посвященных этой тематике.
…МК можно использовать, чтобы «застенографировать» те мысли и идеи, которые проносятся в голове, когда вы размышляете над какой-либо задачей. И наоборот, МК позволяют так оформить информацию, что мозг легко ее воспримет, ибо информация записана на «языке мозга». МК — это графическое выражение процессов многомерного мышления и поэтому является наиболее естественным способом мышления человеческого мозга.
…Это новый подход к проведению мозгового штурма. Быстрое генерирование идей. Генерируемые идеи более оригинальные и эффективные. С помощью карт за час можно создать столько идей (сотни и более), сколько не выдаст целая группа, работающая бессистемно. Легкое прослеживание взаимосвязей идей и поиск альтернативных решений.
… Возможность быстрого составления емких и эффективных записей. Хороший метод анализировать свои мысли. Ваше мышление становится более четким и гибким. Дополнительный инструмент для проявления интуитивных способностей. Творческие способности также активизируются. Чем больше используется метод Mind Map, тем более эффективным становится Ваше мышление.

Иванов Максим (Дядя Зорыч), г. Новочебоксарск, 3 февраля 2007 года.



15763 просмотров

  Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
Имя:
E-mail
Домашняя страница
Тема:
BBCode:СсылкаEmailЖирный текстКурсивПодчёркнутый текстКавычкиCodeСписокПункт спискаЗакрыть список
Коментарий:



Код:* Code

 
< Пред.   След. >

///2011///
12 декабря. Новый рекорд: 812 посетителей (по данным счетчика "liveinternet.ru").
Апрель. Еженедельные горячие десятки анекдотов теперь не выкладываются на главной странице.
///2010///
27 января. Новый рекорд: 560 посетителей (по данным счетчика "mail.ru").
25 января. Перешел на более мощный тарифный план. Теперь сайт работает в 1,5-2 раза быстрее.
///2009///
19 ноября. Новый рекорд: 312 посетителя (по данным счетчика "mail.ru").
15 апреля. Закрылась почтовая рассылка "Лучшая десятка анекдотов от Дяди Зорыча". Сам раздел продолжит существование.
///2008///
21 октября. Новый рекорд: 102 посетителя (по данным счетчика "mail.ru").
26 июня. Сайт переехал на собственное доменное имя www.zorych.ru (спасибо Алексею Радченко).
01 июня.
День рождения сайта. В этот день начал заливать информацию на локальный сайт.