Осенью 2004 года я создал свой персональный сайт[1], который сейчас, увы, находится в «спящем» виде. В разделе «фото» выложил несколько десятков своих фотографий. Тогда же кто-то из посетивших сайт спросил: «А при чем тут танки?» (одна из фотоподборок называлась «бронетехника»). Ответ был прост: «Потому что нравится». Считайте это моим увлечением. Вот о нем и пойдет речь в этой и последующей главе. С танками я сталкивался только в музеях и в различной литературе, поэтому в статье вполне вероятны ошибки. Надеюсь, читатели мне на них укажут.
Точка отсчета: сентябрь 1915 года
Начнем с краткой истории[2]. Первый в мире опытный танк был построен 19 сентября 1915 года (по другим данным 15 сентября уже состоялись ходовые испытания). Это был английский танк Mk I «Маленький Вилли». Первый танк, принятый на вооружение английской армии был опробован в феврале 1916 года (Mk I «Большой Вилли»). Впервые в боевых действиях танки участвовали 15 сентября 1916 года на реке Сомме: 49 английских боевых машин поддерживали атаку пехоты.
По поводу появления названия «танк» (от англ. tank — цистерна, бак, резервуар) общепризнанна следующая версия. Так как разработка новой техники осуществлялась в обстановке строжайшей секретности, то при перевозке по железной дороге их накрывали брезентом. Поэтому издали они напоминали большие металлические цистерны. Был пущен слух, что это баки для топлива, сделанные по заказу русского правительства (на некоторых танках даже написали по-русски: «Осторожно, Петроград»).
В Первую мировую войну наибольшего успеха добились английские и французские танкостроители (в России, конечно, были свои разработки, но дальше чертежей и опытных моделей дело не пошло), а самой массовой машиной стал французский легкий танк "Рено" FT-17 (ко времени объявления перемирия 11 ноября 1918 года было построено 3177 машин).
В 1918 года под Одессой Красная Армия захватила «Рено» FT-17, после чего на заводе «Красное Сормово» было построено около двух десятков танков «Русский Рено» (первая машина получила название «Борец за свободу тов. Ленин»). Только в 1928 году началось массовое производство первого серийного советского танка МС-1 (он же Т-18), являющегося доработкой советскими конструкторами танка «Рено».
С чьего танка был скопирован Т-34?
Иногда приходится встречать мнение, что танки БТ были один в один «слизаны» с американского танка. В редких случаях к разряду ворованных танков относят и Т-34. Вот что можно встретить в Интернете: «Что касается танка Т-34. Я совершенно убежден, что воровство технологий было неотъемлемой частью политики Союза. (Кстати, воруют все у всех. Это одна из функций спецслужб). Поэтому вполне допускаю… А почему нет?» Данные умозаключения вероятно возникли после прочтения «Ледокола» В. Суворова: «Американский танк был куплен и переправлен в Советский Союз по ложным документам, в которых он числился сельскохозяйственным трактором... Форма корпусов танков БТ была проста и рациональна. Ни один танк мира того времени, включая и танки, производимые для армии США, не имели такой формы брони. Лучший танк Второй мировой войны Т-34 - прямой потомок БТ. Форма его корпуса — это дальнейшее развитие идей великого американского танкового конструктора. После Т-34 принцип наклонного расположения лобовых броневых листов был использован на германской "Пантере", а потом и на всех остальных танках мира.»
А теперь давайте отделим вымысел от реальности. Во-первых, американский танк «Машина Кристи. 1931» был куплен у изобретателя вполне официально[3].
Во-вторых, по поводу заимствования. Изначально на БТ-2 использовалось только шасси. Башня с орудием, двигатель были советского производства. С каждой последующей модификацией наши конструкторы вносили свои изменения, поэтому Т-34 уже имел мало общего с «Кристи. 1931». Нет ничего зазорного в том, что в те годы мы закупали технику иностранного производства. Промышленность Советской России и инженерные кадры были очень слабы. Поэтому догнать другие страны можно было, перенимая чужой опыт и нарабатывая свой. Да, не было бы танка Кристи, Т-34 не был бы таким, каким стал. Но именно наши конструкторы создали в итоге великолепные образцы боевой техники.
В-третьих, официальная покупка чужих танков и производство по лицензии на их основе своих. На базе шасси машин Кристи производились не только советские БТ, но и английские крейсерские танки Mk III (A13), Mk IV (A13 Mk II) и Mk V "Ковенантер" (A13 Mk III). Опытный образец польского танка 10TP также очень напоминает танк «Машина Кристи. 1932». Английская танкетка «Карден-Лойд» MK VI стала прародителем советской Т-27, польских TK-3 и TKS, итальянской CV3/33, японской «92» и французского бронетранспортера. Английский танк «Виккерс 6-тонный» послужил базой для советского Т-26, польского 7TP и итальянского M11/39.
Стоит ли Британии гневаться на Суворова?
В. Суворов в книге «Последняя республика» по поводу плавающих танков пишет следующее: «Выясняется, что в Германии плавающих танков нет и никогда не было... А у нас плавающие танки были еще в начале 30-х годов. Мы Германию в этом вопросе почти на столетие обошли. И во Франции плавающих танков не было. И в Британии (прости, Британия, не гневайся на правду) плавающих танков ни перед войной, ни в ходе не создали...»
Помня фразу «доверяй, но проверяй», покопаемся в общедоступных источниках. И выясняем, что еще в 1929 году в Великобритании фирмой "Виккерс-Армстронг" был построен надежный плавающий танк. Машина «Виккерс-Карден-Лойд A4E11/A4E12» испытывалась в Англии, но на вооружение принята не был. В единичных экземплярах танкетку закупили Китай, Япония, Нидерланды и Таиланд. Именно на основе A4E11 в Советском Союзе в 1932 году построили опытный плавающий танк Т-33, который мало чем отличался от английского прототипа. До войны были разработаны и другие модели плавающих танков: Т-41, Т37, Т-38 и Т-40. Однако бои на Халкин-Голе и финская кампания показали низкую боевую эффективность танкеток. Слабое вооружение, низкая подвижность, уязвимость даже для стрелкового оружия свели на нет возможность переплывать реки и водоемы. Более расширенная информация доступна по следующим ссылкам [4], [5].
Несколько абзацев про немецкую бронетехнику
Немецкие назывались Panzerkampfwagen (бронированная боевая машина). Различные модификации имели приставку Ausfuhrung. Для танка PzKpwf III было создано более десяти модификаций, поэтому танки ранних серий могли сильно отличаться от поздних модификаций. PzKpwf IV[6], выпускавшихся в конце войны издали походили на «Тигры» (PzKpwf VI). Видимо, этим объясняется то, что «Тигров» было подбито больше, чем было создано. Таким образом, полное наименование могло быть таким: PzKpfw I Ausf. (или Pz. IA). В СССР немецкие танки назывались еще проще: T-I, T-II, T-III и т.д.
Впрочем, о немецких танках говорить не будем, коснемся САУ «Фердинанд». О нем распространено такое мнение: ««Фердинанд» («Элефант») был выпущен в ограниченном количестве и не имел оборонительного (стрелкового) вооружения, поэтому облажался на Курской дуге. Пехота просто подбиралась к нему в упор и закидывала гранатами и коктейлями молотова. Не верите мне — посмотрите канал Discovery...»
Развеем и этот миф. Действительно на «Фердинанд» не поставили пулемет (в начале 1944 года все самоходки прошли модернизацию и стали называться «Элефант»: в числе прочего поставили пулемет MG 34). Все немецкие, английские и американские САУ с закрытой броневой башней в те годы оснащались дополнительным вооружением — пулеметом (американцы чаще ставили зенитные 12,7 мм пулеметы). Возможно, поэтому бытует мнение, что «Фердинанд», оказавшись без пулемета на поле боя, стал отличной мишенью для пехоты.
Однако это не так. Ни у одной советской САУ с закрытой башней (СУ-85, СУ-100, СУ-122, ИСУ-122, СУ-152, ИСУ-152) не было дополнительного вооружения (танкисты получали два-три пистолета-пулемета ППШ). Плюс еще было выпущено 14300 СУ-76 (с полуоткрытой броневой рубкой). Однако никто не считает эти самоходки неудачными. «Фердинады» не оправдали своей кажущейся мощи по другим причинам.
К началу Курской битвы немцы оснастили новейшими САУ два батальона (в одном было 44, в другом 45 машин). В боях у станции Проныри было потеряно 21 САУ этого типа (за июль-август было потеряно 39 штук). Посмотрим каким оружием они были повреждены. 12 машин подорвались на минах, 5 самоходок были выведены из строя в результате попадания в ходовую часть 76,2-мм снарядов, 1 САУ получила пробоину в левом борту от 76,2-мм бронебойного снаряда. Из трех оставшихся один «Фердинанд» был уничтожена прямым попаданием авиабомбы с «Пе-2», второй — попаданием в крышу 203-мм снаряда гаубицы «Б-4». И лишь одна(!) САУ была сожжена бутылкой с зажигательной смесью[7]. Думаю, ничего пояснять не надо.
Беды «Фердинандов» — следствие неправильного применения. Эти САУ разрабатывались для борьбы со средними и тяжелыми танками противника и должны были идти во второй линии атакующих танков (на дальних расстояних им почти не было равных). Однако вследствие плохой разведки, попали на минное поле и использовались в качестве танков прорыва. Отсюда и неоправданно большие потери. К тому же большой вес (самоходка весила 65,2 тонны, что на почти на 20 тонн больше наших 152-мм ИСУ и СУ), низкая проходимость и невысокая мобильность снижали сферу ее применения. Свою роль сыграла и неблагоприятная в целом ситуация для германской армии.
Почему мы не закидали «шапками» немцев в 41-м
Рассмотрим последний вопрос. Сколько танков было у СССР и Германии в начале войны и почему количество советских танков не переросло в качество. Для войны против СССР Германия задействовала около 3500 танков и штурмовых орудий. В это же время в РККА состояло около 23 тысяч танков. Но это по списку и во всем СССР. Около 2/3 из них (то есть почти 16 тысяч) находились в западных военных округах. Немалую часть этого парка составляли танкетки и устаревшие танки, давно выработавшие свой моторесурс. Общее число условно боеспособных (то есть хотя бы находившихся на ходу) советских танков, по-видимому, не превышало 12 тысяч, из которых около 9000 на момент начала войны находилось в западных округах (но не только на границе!)...[8] Таким образом фраза «у немцев было 3,5 тыс. танков, а у нас около 24 тыс.» неверна. Ибо в одном случае сравнивается количество немецких танков первой линии, в другом — списочное количество советских бронемашин.
Теперь о причинах больших потерь. Плохая выучка танкистов и командного состава (неготовность к мобильной войне), общая неблагоприятная обстановка на фронтах: организационная неразбериха, отсутствие достаточно количества горючего, невозможность ремонта. Так как Красная Армия отступала и поле боя обычно оставалось за немцами, то они могли свои машины, получившие незначительные повреждения, быстро восстанавливать. Советские войска были лишены такой возможности. Кроме того, ремонтные подразделения вермахта были намного лучше оснащены. Но причины не только в этом.
Воюют в реальности не танки, а организационные структуры (в состав которых и входят бронемашины). Более подробно об этом вы можете прочитать книге А. Исаева «Антисуворов: большая ложь маленького человека»[9], я лишь укажу на один важный момент. Мощь танковых дивизий вермахта была сосредоточена не в качестве или количестве танков, а в структуре немецких танковых дивизий, которые, появившись в 1935 году, к лету 1941 года приобрели оптимальную структуру. Танковая дивизия вермахта могла не только взламывать оборону противника, но, при случае, самой успешной защищаться, а также сражаться автономно от других частей. В своем составе дивизия и имела артиллерийский полк (пехотные и гаубичные орудия), и противотанковый дивизион. Пехота в количестве 6000 человек передвигалась на грузовиках, автомобилях, бронемашинах и мотоциклах. Именно большое наличие грузовых автомобилей для перевозки боеприпасов, запчастей и т.п. позволяла дивизии действовать самостоятельно. Фраза «Все свое ношу с собой» как нельзя кстати подходит к этим соединениям. Кстати, к концу войны советская дивизия пришла примерно к такой же структуре.
«Проблема в том, что войны не выигрываются миллиметрами брони и калибра. Не выигрываются они поединками толп танков в чистом поле. В войне сражаются организационные структуры. Именно этот момент обычно упускают при сравнении танковых сил Германии и СССР в 1941-м.»[9].
Использованная литература:
[1] www.zorych.cheb.ru .
[2] Энциклопедия танков. Холявский Г.Л. Изд-во Харвест. 2004 г.
[3]
///2011/// 12 декабря. Новый рекорд: 812 посетителей (по данным счетчика "liveinternet.ru"). Апрель. Еженедельные горячие десятки анекдотов теперь не выкладываются на главной странице. ///2010/// 27 января. Новый рекорд: 560 посетителей (по данным счетчика "mail.ru"). 25 января. Перешел на более мощный тарифный план. Теперь сайт работает в 1,5-2 раза быстрее. ///2009/// 19 ноября. Новый рекорд: 312 посетителя (по данным счетчика "mail.ru"). 15 апреля. Закрылась почтовая рассылка "Лучшая десятка анекдотов от Дяди Зорыча". Сам раздел продолжит существование. ///2008/// 21 октября. Новый рекорд: 102 посетителя (по данным счетчика "mail.ru"). 26 июня. Сайт переехал на собственное доменное имя www.zorych.ru (спасибо Алексею Радченко).
01 июня. День рождения сайта. В этот день начал заливать информацию на локальный сайт.