Несколько дней назад, гуляя по улице с друзьями, мы встретились со старым знакомым (учились вместе еще в в школе в начальных классах). С тех пор с ним мы не общались. Сейчас он работает постовым патрульной службы. В тот вечер он вернулся с чьих-то похорон и был навеселе. Мы постояли полчаса около его дома, а потом пошли прогуляться по городу. Спустя некоторое время у него возникло подозрение что у меня отсутствует чувство юмора. Дело в том, что я неправильно (по его мнению) реагировал на то, что он считал несомненно смешным. Я, конечно, заявил, что чувство юмора у меня есть. И что даже не обделен остроумием. Однако я не уверен, что он мне поверил. Вот тогда-то у меня и возникал мысль попытаться ответить на такой непростой вопрос: как узнать есть ли у человека чувство юмора и способен ли он к остроумию (в статье будет рассматриваться частный случай остроумия ― комическое остроумие).
Напомним, что мы решили определять чувство юмора как способность видеть и понимать смешное, комическое, а остроумие как способность создавать смешное, комическое. А.Н. Лук в книге «О чувстве юмора и остроумии» находит и такое различие между чувством юмора и остроумием: «В остроумии эмоциональный компонент ― это лишь фон и побуждающий мотив; само же «психическое действие» происходит в интеллектуальной сфере. А в структуре чувства юмора отношения обратные: «психическое действие» разворачивается в эмоциональной сфере (реверсирование, переход отрицательных чувств в положительные), а мыслительные реакции играют роль спусковой пружины этой реакции».
Подытоживая, можно сказать, что создание остроумной мысли (работа остроумия) ― это активный процесс, а восприятие смешного, комического (функция чувства юмора) ― скорее пассивный. Следует также отметить, что в некоторых случаях для восприятия остроумной шутки необходимо проделать некоторую умственную работу (обычно она происходит достаточно быстро, поэтому почти незаметна). И еще, остроумный человек кроме умения создавать «остроты», должен обладать еще одним немаловажным качеством: уметь критически их оценивать сразу же после момента их создания, но до того момента, как они станут известны окружающим. Человек, не умеющий вовремя «затормозить» неудачную остроту вряд ли может считаться по настоящему остроумным. Подобное остроумие обыкновенно вырождается в острословие и пустословие, а качество шуток резко уменьшается (чего их создатель, естественно, не замечает).
Свои определения чувства юмора и остроумия дал и австрийский психиатр З.Фрейд в работе «Остроумие и его отношение к бессознательному». Он основывает свою теорию исходя из представлений об экономии психической энергии. Остроумие экономит психическую энергию за счет того, что уменьшается необходимость тормозить свои побуждения и импульсы; остроумие ― это отдушина для чувства враждебности, которое не может быть удовлетворено другим способом, а также для полового возбуждения. Комическое отличается от остроумия тем, что оно неумышленно. Неловкое движение может быть комично, но неостроумно. Комизм экономит психическую энергию за счёт «экономии мышления». Наконец, чувство юмора, позволяя увидеть смешную сторону неприятного явления, преобразует боль и гнев в улыбку и смех. Это экономия чувств. Общее здесь ― смех и экономия психической энергии: остроумие экономит торможение, комизм экономит мышление, юмор экономит чувства.
Вернемся к поставленному вопросу. Можно ли без особых усилий выявить, имеются ли у постороннего человека него вышеозначенные качества? Постойте, а может, чувство юмора и остроумие ― врожденные свойства любой человеческой личности? Ведь подавляющее большинство убеждено, что с юмором у них все в порядке. Приведем суждение американского писателя Стивена Ликока: «...единственное, на чем я позволю себе настаивать, ― то, что это я обладаю не меньшим чувством юмора, чем другие люди. Впрочем, как это ни странно, я ещё не встречал человека, который не думал бы о себе того же. Каждый признает, когда этого нельзя избежать, что у него плохое зрение или что он не умеет плавать и плохо стреляет из ружья. Но избави вас бог усомниться в наличии у кого-нибудь из ваших знакомых чувства юмора ― вы нанесёте этому человеку смертельное оскорбление.» Действительно, гораздо проще услышать признание: «да, толстый/худой, у меня отсутствует склонность к точным наукам, у меня плохая память и т.п» чем услышать: «да, вы правы, у меня плохо с чувством юмора». Помню, еще в детстве я просматривал газеты «Молодой коммунист», в которой раньше целые полосы были заняты рубрикой «Ищу друга». Так вот, среди всевозможных сокращений «в/о, без в/п и др.» сокращение «ч/ю» встречалось достаточно часто. Но! Наш жизненный опыт показывает, что люди без чувства юмора встречаются. Но! (два раза). Жизненный опыт ― оценка субъективная, а не объективная.
А может, определять чувство юмора по внешним проявлениям? Показать человеку что-нибудь смешное, добиться ответной реакции: улыбки, ухмылки, смеха, хохота. Но отсутствие внешних проявлений еще не доказательство отсутствия чувства юмора. Шутка может быть и смешной, но если человек слышал ее уже много раз, то может даже не улыбнуться. Или настроение у него в тот момент не располагает к шуткам. Кроме того, есть же люди, которые читая анекдоты не смеются, не улыбаются, а только про себя отмечают удачные шутки. Анекдот в тему: «Классика сегодняшних дней. Сидит коллега, лицо смурное... Спрашиваю: «Что делаешь?» Ответ: «Анекдоты читаю...». Увы, но этот способ придется отбросить в сторону.
Тогда пусть испытуемый сам определит то, что по его мнению может считаться смешным? И тогда, если его мнение совпадет с общепринятым, будем считать, что с ч/ю у него все в порядке. Состряпаем небольшой тест, куда накидаем несколько анекдотов, остроумных шуток, смешных картинок, отрывки из произведений признанных классиков (И. Ильф, Е. Петров, Я. Гашек и др.), нарезки из комедийных фильмов. Однако этот тест вряд ли пройдут дикари из какого-нибудь далекого африканского племени. Или дети, только научившиеся понимать человеческую речь. Даже комедии Чарли Чаплина могут вызывать не чувство смеха, а родственное (по мнению некоторых ученых) чувство ― чувство сострадания. Впрочем и этот смех не будет индикатором непременного наличия чувства юмора. Л.В. Карасев различает два основных вида смеха: «смех тела», т.н. «природный смех» и «смех ума», т.н. «интеллектуальный смех». Первый вид смеха известен был еще древним людям (другое его название «прасмех»). Это «низ» человеческой деятельности, самопроизвольный смех (например, при падении человека), он доступен даже ребенку (и, как отмечают некоторые исследователи, некоторым животным). Другой вид, по мнению Л.В. Карасева, относится к области рефлексии, парадоксальной оценки, сферы проявления остроумия. И в том, и другом случае причины возникновения смеха различны, а следствие одно и то же: смех.
Как уже отмечалось выше, дикари не поймут большинства шуток по причине незнания культур, породивших эти шутки. Также русские, например, плохо понимают английский юмор. Американский юмор понимают многие, но в то же время многие отмечают высокое содержание «плоских» шуток. В любом случае, представитель родной для себя культуры будет лучше (в целом) воспринимать шутки своей культуры, чем чужой. Причина ― наличие/отсутствие социокультурного поля. По этой же причине шутки молодых не всегда понятны пожилым (и наоборот); юмор программистов или физиков чужд простым людям; смех в одной ситуации вероятен, а в другой ― почти невозможен.
Кстати, по поводу тестов. Нашел в интернете психологический тест «Как у вас с чувством юмора?». Прошел его. Получил результат: «Обладаете здоровым, реальным чувством юмора, в шутках не перебарщиваете. Ваше остроумие не задевает и не утомляет окружающих.» Но, честно говоря, я сомневаюсь в научности теста, хотя в моем случае вроде бы все правильно.
Понятно, что о наличии или отсутствия чувства юмора у конкретного человека можно говорить только в рамках определенной социокультурной среды. В данном случае корректным будет провести аналогии с понятием истины. А.М. Хазен в книге «Формулы истины» в науке нет» приводит такое объяснение существования истины: «В дискуссиях о лженауке нередко против научных работников выдвигается: “Никто не может утверждать, что знает истину в последней инстанции”. Этот аргумент противоречит принципам науки. Парадоксальным образом абсолютной истиной являются утверждения и результаты, для которые известны границы, за пределами которых они заведомо ошибочны. В пределах предпосылок моделей научные знания, когда они применяются в этих границах, являются абсолютной истиной». Поэтому и о чувстве юмора мы можем говорить только тогда, когда известны границы (в нашем случае их роль играет социокультурное поле), за пределами которых та или иная форма юмора уже не будет ею являться.
Можно достоверно определить насколько хорошо видит или слышит человек. Есть методики для определения уровня интеллекта (широкоизвестный тест по определению IQ). Однако найти верифицируемый критерий проверки наличия/отсутствия чувства юмора найти пока не удалось. И неизвестно, удастся ли это сделать.
24 апреля 2006 года, г. Новочебоксарск, Максим Иванов.
20193 просмотров
Ваш комментарий будет первым | | |