• Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • red color
  • green color

Официальный сайт Дяди Зорыча

Friday
Nov 22nd
Главная arrow Записки arrow Глава 38.Пролегомены к возможной теории остроумия
Глава 38.Пролегомены к возможной теории остроумия Версия для печати
Написал Максим ИВАНОВ   
19.06.2008
Необходимое предисловие
А.Н. Лук, автор одной из самых значительных работ в области теории остроумия «О чувстве юмора и остроумии»[1] писал, что «сокровенная тайна смеха ... лежит за горизонтом современной науки». С тех пор прошло около сорока лет, но сущность остроумия до сих пор является для современных ученых «вещью в себе». Впрочем, невелики и успехи в создании теории юмора (хотя надо признать, что тема юмора и смеха гораздо чаще привлекает умы исследователей, чем проблема остроумия). Возможно, что пройдут еще десятки, а то и сотни лет, прежде чем наука докопается до сути того явления, которое называется остроумием. А, быть может, остроумие так и останется загадкой для человечества. Но у нас есть все основания предполагать, что успехи науки, достигнутые во второй половине XX века в области искусственного интеллекта, теории творчества (изобретательства), психологии, лингвистики, помогут приблизиться к разгадке остроумия еще на несколько шагов. Проблему остроумия можно рассматривать с разных позиций. Психологи рассматривают психологические аспекты, медики - медицинские; искусствоведов больше всего интересует эстетическая сторона остроумия. Обывателей же природа остроумия вовсе не интересует - они просто получают удовольствие от сферы комического. Но у остроумия есть еще одна сторона - познавательная (гносеологическая). Остроумие играет огромную роль в познании окружающего нас мира, в создании чего-то нового.
Эммануил Кант в произведении «Антропология с прагматической точки зрения»[2] определял остроумие - «как способность придумывать общее для особенного» (в отличие от простого суждения - «способности находить для общего особенное»). Гегель подошел к анализу остроумия как формы мышления. Остроумие, по его мнению, «схватывает противоречие, высказывает его»[3], приводит вещи в отношения друг к другу, заставляет «понятие светиться через противоречие», но не выражает понятия вещей и их отношений (в отличие от обычного представления, которое схватывает различие и противоречие, но не переход от одного к другому). Таким образом, «светящееся противоречие» между сущностью и явлением есть то общее, что присуще всему остроумному. Осталось только разгадать суть природы «светящегося противоречия». Однако «воз и поныне там» - за сто с лишним лет сущность «светящегося противоречия» так и осталась за гранью познания.
В научном творчестве остроумие занимает важное место (это положение подтверждают многочисленные примеры из разных областей науки и техники). По мнению А.Н. Лука «остроумию принадлежит почетная роль в системе творческих способностей человека, и, возможно, изучение остроумия дает ключ к объяснению механизма подсознательно-интуитивных умозаключений, лежащих в основе остроумных технических решений, остроумных технических научных гипотез и т.д.». Некоторые современные авторы[4] определяют остроумие как творческую мысль, тесно связанную с чувствами и заключающаяся в неожиданном сопоставлении на первый взгляд несопоставимых явлений, во внезапном нахождении чего-то общего в таких фактах, которые отстоят друг от друга по существу.

Классификация остроумия
Остроумие - явление многогранное (что часто вызывает путаницу при исследовании остроумия) поэтому для простоты дальнейшего анализа подвергнем наш объект исследования некоторой классификации. Поверхностный взгляд позволяет выделить по крайней мере три пары (добавим, что деление достаточно условное и не претендует на роль научной классификации).
Во-первых, в зависимости от «полезности» остроумие можно поделить на полезное и неполезное. Первое направлено на достижение какой-либо цели, второе - этого лишено. Генрих Гейне по этому поводу в письме другу обмолвился, что «остроумие само по себе ничего не стоит. Только тогда остроумие терпимо, когда оно покоится на серьезном основании. Обычное остроумие есть лишь щекотание ума, охотничья собака, бегущая за собственной тенью, обезьяна в красной куртке, глазеющая на себя между двух зеркал…». Прекрасно отобразил вырождение остроумия в острословие (остроумие ради остроумия) Р.Г. Державин в стихотворении «Модное остроумие». Впрочем, упражнение в остроумии без какой-либо конечной цели все-таки приносит некоторую пользу, так как развивает саму способность к остроумию.
Во-вторых, по отношению к комическому остроумие делится на собственно комическое и некомическое. Основная цель комического остроумия - создание смешного. Именно этот вид остроумия на данный момент наиболее изучен, так как тесно соприкасается с областью смеха и юмора, т.е. с теми областями человеческой деятельности, которые находятся у всех на виду (в отличие от некомического остроумия, по сей день по сей день привлекающих внимание только ученых и изобретателей). Комическое остроумие также играют важную социальную роль в современном обществе, повышая статус остроумного человека. Еще одна причина по которой комическое остроумие разработано больше, чем некомическое - огромное количество практических примеров доступных для исследования.
В-третьих, остроумие можно рассматривать и по отношению к временному фактору. Острота не только создается, но и в дальнейшем воспринимается. Эти две фазы разделены по времени, поэтому можно выделять следующие виды остроумия: остроумие создания и остроумие восприятия. Всякое изобретение чего-то нового (например, остроумной шутки или идеи) должно обязательно получить какую-либо оценку со стороны. Первая оценка, безусловно, должна производиться самим автором. Люди, у которых отсутствует этот этап творческого процесса, называют «салонными дебилами» (термин советского психиатра П.Б. Ганнушкина), а психическое отклонение - «патологическим остроумием». Так называемое «патологическое остроумие» встречаются и у вполне здоровых людей с достаточно высоким уровнем интеллекта. Они очень часто придумывают новые остроты и «выдают» их в свет, не заботясь о том, достаточно остроумна ли шутка, и уместна ли она в той или иной ситуации. У таких людей, видимо, отсутствует способность мгновенной критической оценки своей речевой продукции до ее произнесения вслух. Заметим, что в т.н. «мозговом штурме» - методе коллективного мышления этот этап сознательно удаляется из творческого процесса.
Но не только автор «остроты» участвует в оценке своего труда. Этим занимаются и посторонние люди, непосредственное не участвовавшие в процессе создания. Для восприятия чужого остроумия также необходимо проделать определенную мозговую работу. Но фраза, казавшаяся автору очень остроумной, может и не вызвать у других такие же ассоциации. Например, следующие шутки: «Вклад «Студенческий» - для тех, кому нечего терять», «Чубайс - друг молодежи» и «Контрол Цэ, контрол Вэ - лучший метод для написания курсовых» будут по достоинству оценены скорее всего только молодыми людьми. Причем живущими в России. Для оценки «остроумия» должно существовать важное условие: и создатель (генератор), и «оцениватель» (приемник) должны находиться в одном социокультурном поле. Или, как предлагает С.А. Троицкий[5] наличие единого поля напряжения, непрерывного континуума сознания (т.е. осуществление формы «Я-Ты»).
Таким образом, наличие этого поля является важным условием проявления остроумия. Нужно сказать, что для некомического остроумия больше связанного с практической деятельностью это условие играет меньшую роль, чем при комическом остроумии, тесно связанном с культурой и социальной средой.

Внешние свойства остроумия
Итак, попробуем выяснить, почему одну мысль мы называем остроумной, а другую - нет. Почему одно техническое решение получает эпитет остроумного, а другое - нет. Судя по всему, остроумие обладает как внешними свойствами (определяющими форму остроумия), так и внутренними (составляющими его содержание). К внешним свойствам можно отнести: краткость (лаконичность), наглядность, наличие неожиданности и получение удовольствия.
Во-первых, краткость не только сестра таланта. Но и, выражаясь словами Вильяма Шекспира, «душа остроумия». Вспомним также и народную пословицу «коротко, да ясно, оттого и прекрасно». Почему так важно, чтобы остроумная мысль была краткой?
Юрий Ракита в «Алгебре гармонии»[6] выдвигает следующую гипотезу. В теории информации с точки зрения максимума энтропии следует, что любая система стремится снизить содержащееся в ней количество информации, т.е. увеличить свою энтропию. Количество информации, которую может обработать и запомнить мозг тоже не безгранично. Однако новая информация все равно поступает к человеку каждую секунду. Кроме того, большее количество информации позволяет адекватно реагировать на изменение окружающего мира. Поэтому ее необходимо хранить как можно более компактно или экономно. Средством такого упаковывания и является установление различного рода связей между разрозненными элементами информации. Грубо говоря, описание набора элементов, объединенных некоторым видом связи, содержит меньшее количество информации, чем описание такого же количества элементов, ничем не связанных. Понятие «легковой автомобиль» вызывает вполне определенные ассоциации, хотя на самом деле он состоит из огромного количества деталей. Мы видим нарисованный треугольник, хотя он состоит из трех прямых (а прямые, в свою очередь, состоят из множества точек). Но сообщение «треугольник» занимает меньше места в памяти, чем три прямые, соединенные вместе, сумма углов между которыми равна 180 градусов. Далее автор продолжает: «Энтропийные процессы, аналогичные зрительному восприятию, происходят и в нашем сознании. «Хранение» ассоциированных слов и понятий (мыслеформ) экономнее («энтропичнее») хранения разрозненных элементов. При нахождении ассоциаций, группировке понятий, выявлении общих причин и т.п. интеллектуальных действиях количество информации уменьшается, а энтропия возрастает.». Кроме того, небольшой объем информации гораздо легче обработать (интерпретировать).
Во-вторых, острота должна обладать наглядностью. Чем проще (нагляднее) остроумная идея или мысль, тем легче она воспринимается. Поэтому остроумная идея (фраза, мысль, техническое решение) должна быть очень простой и легкой для усвоения, а суть остроты понятна даже при небольшом умственном усилии (Фихте определял остроумие как «способ выражения сокрытой в глубине истины в ее непосредственной наглядности»).
В-третьих, остроумие тесно связано с теорией неожиданности. Рассмотрим вкратце теорию неожиданности (не касаясь математического аппарата), предложенную М. Войнаровским. При достижении точки неожиданности (в принципе, этой точкой может стать любой момент времени) мы автоматически пытаемся предсказать ход последующих событий. Мозг в соответствии с определенным алгоритмом (пока нам неизвестным) анализирует сложившуюся ситуация и выявляет наиболее вероятные варианты (М. Войнаровский называет их «элементарными исходами»). Так как количество времени, отводимого на анализ ситуации обычно невелико (во многих остроумных фразах и анекдотах оно стремится к нулю), а количество возможных вариантов велико, то мозг выбирает некоторое количество «элементарных исходов» (вероятность этого подмножества приравнивается к «единице»). Воспринимая текст, мы «угадываем» содержание речи, смысл, грамматическую конструкцию и т.п. Эффект неожиданности заключается в том, что наступает событие, которое не было причислено ко множеству наиболее вероятных вариантов. В связи в этим можно привести пример с восприятием музыки. Эффект постоянного проигрывания в голове простых поп-мелодий некоторые исследователи связывают с тем, что популярные мелодии настолько просты, что «угадываются» слушателем и весь рисунок мелодии полностью укладывается в голове, вызывая удовольствие от этого процесса. Рисунок «классических» мелодий намного сложнее, но удовольствие от его восприятия (которое наступает далеко не сразу) гораздо больше. При восприятии остроумной шутки чем неожиданнее развязка, тем больше эмоции.
Нельзя не отметить и роль паузы. Марк Твен в произведении «Об искусстве рассказа» приводит следующую мысль: «Пауза - это прием исключительной важности для любого рассказа, и к тому же прием, употребляющийся в рассказе неоднократно. Это вещь тонкая, деликатная, и в то же время вещь скользкая, предательская, потому что пауза должна быть нужной продолжительности, не длиннее и не короче, - иначе вы не достигнете цели и только наживете неприятности. Если сделать паузу слишком длинной, то вы упустите момент, слушатели успеют смекнуть, что их хотят поразить чем-то неожиданным, - уж тогда вам, конечно, не удастся их поразить». Судя по всему, во время этой паузы слушатели пытаются предугадать финал и в итоге приходят к какому-то возможному варианту. Если в этот момент автор раскроет тайну, успех будет обеспечен. Если же автор передержит паузу, напряжение слушателей ослабнет и шутка потеряет свою остроту.

Использованная литература:
[1] А.Н.Лук. О чувстве юмора и остроумии. - М., Искусство, 1968.
[2] Кант И. Соч. В 6 т. М., 1966. Т. 6.
[3] Г.В.Ф. Гегель Наука логики. - Спб., - 1997.
[4] Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. М.: Гардарики, 2002.
[5] C.А. Троицкий. «Возможные пролегомены к теории юмора».
[6] Юрий Ракита. «Алгебра гармонии». <http://piramyd.express.ru/disput/rakita/algebra.htm>

24 февраля 2005 года, г. Новочебоксарск, Максим Иванов.

15789 просмотров

  Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий
  • Пожалуйста оставляйте комментарии только по теме.
Имя:
E-mail
Домашняя страница
Тема:
BBCode:СсылкаEmailЖирный текстКурсивПодчёркнутый текстКавычкиCodeСписокПункт спискаЗакрыть список
Коментарий:



Код:* Code

 
< Пред.   След. >

///2011///
12 декабря. Новый рекорд: 812 посетителей (по данным счетчика "liveinternet.ru").
Апрель. Еженедельные горячие десятки анекдотов теперь не выкладываются на главной странице.
///2010///
27 января. Новый рекорд: 560 посетителей (по данным счетчика "mail.ru").
25 января. Перешел на более мощный тарифный план. Теперь сайт работает в 1,5-2 раза быстрее.
///2009///
19 ноября. Новый рекорд: 312 посетителя (по данным счетчика "mail.ru").
15 апреля. Закрылась почтовая рассылка "Лучшая десятка анекдотов от Дяди Зорыча". Сам раздел продолжит существование.
///2008///
21 октября. Новый рекорд: 102 посетителя (по данным счетчика "mail.ru").
26 июня. Сайт переехал на собственное доменное имя www.zorych.ru (спасибо Алексею Радченко).
01 июня.
День рождения сайта. В этот день начал заливать информацию на локальный сайт.