ГлавнаяЗаписки Глава 11. Homo sapiens — «человек разумный»
Глава 11. Homo sapiens — «человек разумный»
Написал Максим ИВАНОВ
17.06.2008
Мы редко задумываемся об истинном[1] значении некоторых вещей и явлений. Тем более что на первый взгляд они просты и понятны. С одной стороны это правильно - мы пользуемся уже накопленными знаниями: зачем заново проходить то, что уже кем-то когда-то было пройдено? Но привычка во всем полагаться на мнение толпы («так думают все») и профессионалов (которые не всегда ими являются не только в силу своих профессиональных качеств, но и моральных) - очень часто подводит. Во многих жизненно важных вопросах мы можем разобраться сами. И без помощи многочисленных советчиков (экономистов, политологов, журналистов и пр.), которые в первую очередь преследуют свои интересы. Уметь думать своей головой, размышлять и делать выводы - важнейшие качества, которыми должен обладать человек. Но как оказалось, именно эти качества стали исчезать в современной России. Случайно? Едва ли. Наш мир полон случайностей, но в данном случае это объясняется достаточно просто. Сильным мира сего не нужны думающие люди. Гораздо выгоднее иметь потребителей, мировоззрением которых очень легко управлять[2], и о чем они не будут даже догадываться.
Истина где-то рядом… «Общеизвестно», что Советский Союз развалился сам из-за накопившихся неразрешимых противоречий. Это версия радикальных «либералов». Другая версия принадлежит радикальным «коммунистам»: во всем виноват капиталистический Запад. В данном случае, истина лежит где-то посередине. Существует две основные тактики победы над врагом: быстрым ударом или долгой осадой. В одном только XX веке нас не смогли одолеть ни немцы с австрийцами в Первую мировую войну, ни интервенты Антанты после ее окончания (к нам с разных сторон лезли поляки и немцы, французы и англичане, американцы и японцы, даже чехи - которых мы потом в 1938 году хотели спасти - ударили в спину). Зато это им (врагам русской цивилизации) удалось это сделать в ходе «холодной войны», когда наша правящая верхушка - переродившиеся (вернее выродившиеся) коммунисты по сути дела стали той самой пятой колонной, формально превратившей нас в нацию, проигравшую XX век. Многие до сих пор думают (вернее думают, что они думают), что «холодная» война велась исключительно против коммунистического лагеря. Но Запад вел войну не против коммунизма, а за обладание природными ресурсами планеты (создание глобальной экономики, по своей сути, равносильно созданию новой колониальной системы, в которой сильные страны будут жить за счет более слабых). Этой захватнической экспансии автаркический[3] социалистический лагерь в силу своего политического и экономического строя длительное время успешно сопротивлялся. Однако победа в Третьей мировой войне осталась за Западом. Этой фразой разговор о политике и закончим. А тем, кто хочет знать больше о последних годах Советского Союза и о той роли, которую сыграли «прорабы» перестройки М.С. Горбачев и А.Н. Яковлев в развале СССР, рекомендую почитать книгу И.Я. Фроянова «Погружение в бездну»[5]
Смотришь в книгу, видишь фигу[6] Между «смотреть» и «видеть» огромная, но на первый взгляд незаметная разница. Если ты смотришь на «что-то», то это вовсе не означает, что ты на самом деле это «что-то» видишь (т.е. понимаешь). Причем так уж устроен человек, что зачастую он не может признаться себе (и уж тем более окружающим) в том, что в некоторых вопросах разбирается плохо (или вообще не разбирается) в силу ограниченности своих знаний. Это, кстати, совершенно естественно[7], поэтому боятся своего незнания вовсе не нужно. Но для того, чтобы признать свою ошибку и сказать «Да, я был не прав», требуется изрядное количество смелости и честности. Но качества эти в последние десятилетия постепенно заменяются другими идеалами: корысть, предательство, ложь, себялюбство. Это тем более странно, что на словах именно эти качества наиболее презираемы большинством. Однако ж врут, подличают и нарушают законы не только люди, облеченные властью, но и мы с вами. Беда многих заключается не только в отсутствии смелости и честности. В среде современной молодежи (по крайней мере при сравнении со сверстниками, жившими полвека назад) преобладают нездоровые тенденции получать все с наименьшими для себя затратами (практически «на халяву»). Но без труда, как известно, не вытащишь не только рыбку из пруда, но и ненужный башмак. Нельзя, конечно, сказать, что молодежь ничему не учится и нигде не старается. Но только так получается, что большую часть своей энергии она тратит именно на вытаскивание «башмака», который многие принимают за рыбу.
«Учитель - конечно, чему-то учит, но учится все-таки Ученик». Существует определенный тип людей, которых большинство остальных считают умными. Однако зачастую эти люди обладают только хорошей памятью, умением красиво говорить и лгать не краснея. Соответственно тех, кто медлит с ответом, могут без промедления приписать в разряд «дураков». Хотя многие из т.н. «умных» совершенно не умеют учиться на своих ошибках, но в «благоприятных» для себя условиях быстро продвигаются вперед и занимают руководящие посты. И, если верить белорусскому писателю А. Бурьяку, в нашем мире легче жить дуракам, так как в их мире мы и живем[8]. Такие популярные у телезрителей игры, как «Своя игра», «Слабое звено», «Кто хочет стать миллионером», «Брейн-ринг» и т.п. не требуют от игроков умения размышлять. Требуются нечто другое - быстро «вспомнить» ответ. Людей, хорошо играющих в подобные игры, иногда называют «ходячие энциклопедии». Они забивают свою память конструкциями типа «вопрос-ответ» и привыкают к тому, что в их голове находится куча ответов на кучу вопросов. Эта привычка находит свое применение и в жизни: живут не задумываясь. А при возникновении нестандартных ситуаций безуспешно пытаются использовать свою память, забывая о том, что жизнь постоянно находится в движении и тот «ответ», который был правилен вчера, уже не подходит к сегодняшней ситуации. Телезрители же, сидя у телеэкрана и отвечая на достаточно простые вопросы, тешат свое самолюбие, хотя от просмотра таких телепередач реальных знаний у них вряд ли прибавится. В современном мире объем информации удваивается каждые несколько лет и человеческая память начинает пасовать. Поэтому в наше время гораздо важнее уметь сопоставлять факты и делать правильные выводы из исходных данных (разумеется, предварительно проверив их истинность) и знать, где и какую информацию можно найти в случае необходимости. Быть эрудированным - это, конечно, хорошо. Только не надо забывать, что все хорошо в меру. Кину камень и в огород «интеллектуальной» передачи «Что? Где? Когда?». Если внимательно присмотреться к самой игре (а не к тому антуражу, который ее окружает) то окажется, что доля правильных ответов «знатоков» намного выше тогда, когда они вспоминают ответ из прочитанных ранее книг (используют память), чем тогда, когда они вынуждены думать (использовать разум).
Насколько разумен «человек разумный» Люди вообще существа очень интересные. Они начинают беспокоиться о своем здоровье только тогда, когда его потеряют. Начинают искать смысл жизни тогда, когда сама жизнь уже подходит к концу. Они знают, что «ученье свет, а неученье - тьма», но истину почему-то ищет в вине. Водитель нарушает правила дорожного движения. Он прекрасно знает, что нарушил закон. Но в его устах виноватым обычно оказывается именно работник ГИБДД. В пригородной зоне Новочебоксарска, в коллективных садах, поселился табор цыган. Около 60 взрослых и детей. Электроэнергию воруют с помощью различных приспособлений. Самовольно застроены два земельных участка. Регистрации нет, прописаны они в других районах страны. Имеются жалобы со стороны соседей и надзорных госслужб. Вот что по этому поводу пишет журналист: «В общем, цыгане добавили городским властям головной боли. Проблема очевидна, и с ней надо что-то делать. Выселить, видимо, уже не выйдет. Обесточить строения, как предлагают некоторые, значит, поступиться гуманными принципами. Основная часть населения табора - дети». Обратите внимание. Выселить, дескать, уже не получится. Почему? И при чем тут гуманизм? Одним словом, фраза В.Г. Белинского «Разум дан человеку для того, чтобы он разумно жил, а не для того, чтобы он понимал, что неразумно живет» так и остается только фразой.
Что делать? Возможный вариант ответа на этот вечный вопрос[9] «...Для человечества наступают (?) трудные, а возможно даже и «беспросветные», времена. Представляется, что в связи с этим «каждому жителю планеты необходимо на своем месте начинать делать свое дело, правильно понимая его, а именно: прежде всего начинать превращаться из человека, считающего себя разумным, в действительно разумного». Причем делать «нужное всем дело» - оставаясь всего лишь небольшой частицей человечества (занимаясь конкретным, зачастую достаточно простым трудом: рабочий, банковский клерк, парикмахер и т.п.). Для того, чтобы делать свое дело его нужно сначала выделить (определить) и иметь возможность делать, то есть: знать, уметь, иметь необходимые ресурсы, в том числе интеллектуальные, моральные, личные, а также и в виде общественных отношений. Все это сложно, поэтому на первых порах можно рекомендовать совершить хотя бы следующие действия: - перестать воспевать пороки (особенно собственные), такие, как лень, пьянство и сопутствующую ему глупость (говоря, что я мол «маленький человек», и пытаясь доказать окружающим, что «пьянство не порок», «а ты не умнее меня» и т.п. - все это занятия недостойные); - совершенно целенаправленно и, как сказал Н.Островский, в книге «Как закалялась сталь», «мучительно больно» бороться с собственной глупостью, занимаясь образованием других и самообразованием (здесь вполне уместно процитировать В.И.Ленина который призывал «Учиться, учиться и учиться...» - прервем цитату и трезво подумаем над ее смыслом и трагизмом ситуации: наш народ попал в беду и по той причине, что успокоился на достигнутом, спился и перестал учиться, заменяя во многих случаях реальную учебу ее имитацией); - понимать, что время активной работы отдельного человека всего 25-30 лет, а время его более-менее «разумного» состояния и того меньше, затем он уходит с арены и на его место приходит другой; - не стесняться видеть и непрерывно помнить, что вокруг и среди нас действуют много различных сил и людей с различными интересами: честных и не очень, умных и дураков, квалифицированных и нет, думающих о людях и думающих только о себе; - создавать новые и сохранять существующие реальные (но не мнимые) достижения культуры, понимая под последней «результат способности человека овладевать силами собственной природы и общества». Претендовать на достаточность приведенных примеров - смешно, рекомендаций - тем более…»
Примечание: [1] Напомним, что истина - адекватное отражение действительности, то есть то, что есть на самом деле. [2] В настоящее время образ этого народа иллюстрирует среднестатистический американец. [3] Автаркия (от греч . autarkeia - самоудовлетворение), создание замкнутого хозяйства в рамках отдельной страны. [4] http://lib.ru/POLITOLOG/froyanow.txt [6] Марина Цветаева как-то сказала: «Я не хочу иметь точку зрения. Я хочу иметь зрение». [7] На эту тему у Козьмы Пруткова существует сразу три афоризма. «Никто не обнимет необъятного». «Плюнь тому в глаза, кто скажет, что можно обнять необъятное!» и «Опять скажу: никто не обнимет необъятного!» [8] http://pax-stultorum.narod.ru [9] Цитата по В.П. Галкину: «Толкователь слов и идиоматических выражений к циклу курсов «Проблемы цивилизации» (некоторые размышления о смысле слов и вещей)».
///2011/// 12 декабря. Новый рекорд: 812 посетителей (по данным счетчика "liveinternet.ru"). Апрель. Еженедельные горячие десятки анекдотов теперь не выкладываются на главной странице. ///2010/// 27 января. Новый рекорд: 560 посетителей (по данным счетчика "mail.ru"). 25 января. Перешел на более мощный тарифный план. Теперь сайт работает в 1,5-2 раза быстрее. ///2009/// 19 ноября. Новый рекорд: 312 посетителя (по данным счетчика "mail.ru"). 15 апреля. Закрылась почтовая рассылка "Лучшая десятка анекдотов от Дяди Зорыча". Сам раздел продолжит существование. ///2008/// 21 октября. Новый рекорд: 102 посетителя (по данным счетчика "mail.ru"). 26 июня. Сайт переехал на собственное доменное имя www.zorych.ru (спасибо Алексею Радченко).
01 июня. День рождения сайта. В этот день начал заливать информацию на локальный сайт.