В наши дни, также как и двадцать-тридцать лет назад, многие студенты очного отделения начинают подрабатывать еще во время учебы. Хотя существенна разница в отношении к работе. Господствует следующая установка: получать как можно больше, отдавать как можно меньше. Да и вагоны теперь мало кто разгружает: то ли вагонов не осталось, то ли студенты ныне чураются «грязной» работы. Современного молодого человека с высшим образованием (к этой категории можно отнести и студентов старших курсов) зарплата в 5 тысяч рублей, которую он может получать в Чебоксарах, явно не устраивает. Кроме высокой оплаты труда, работа должна быть интеллектуальной и необременительной (мало кто хочет идти «на завод»). Отчего так? Сразу же напрашивается поспешный вывод пожилых людей: зажрались, вконец эти молодые, управы на них нет. Ну, хорошо, этот ответ мы примем во внимание, но спешить с выводами не будем. И не забывайте, что все нижесказанное относится к общей тенденции, а не к отдельным личностям (и уж никак данная статья не рассчитывает на глубокий всесторонний анализ данной проблемы)[1].
Отцы и дети Старые специалисты постепенно выходят на пенсию или просто уходят из жизни (средняя продолжительность жизни в России не вселяет особого оптимизма). На смену им, по идее, должна приходить способная молодежь, превосходящая старшее поколение во многих отношениях. Кроме, разумеется, практических знаний и жизненного опыта - это все приходит с годами. Однако, за исключением некоторых новых отраслей (сфера высоких технологий и т.п.) смена, откровенно говоря, слабовата. Ну да ладно, вроде бы это даже и не проблема: старшие всегда могут поделиться своим опытом. Однако старые мастера не торопятся передавать молодежи знания, приобретенные тяжким трудом. Просто не хотят. Возможно, дело в том, что сейчас, как никогда резко проявилась разница в поколениях. Извечная борьба «отцов и детей» на фоне смены общественно-политического строя страны (той страны, в которой жили наши отцы и деды, уже нет), и появления новых ориентиров в жизни молодежи, сильно отличающихся от тех, на которых воспитывались старшее поколение, порождает взаимную неприязнь. И не все молодые согласны терпеть придирки (даже обоснованные) со стороны «стариков»: нет уже былого уважения.
Село и город Деревенские жители всегда были трудолюбивее, чем городские. Им с детства приходится работать каждый день (на селе, как известно, работа никогда не кончается). Современной городской молодежи, за редким исключением, родители дают спокойно учиться и отдыхать. Вот они и «отдыхают» - каждый во что горазд. И если вспомнить сказанную кем-то фразу: «Лень - источник всех бед», то многое становится понятно. Во второй половине XX века, пока еще были сильны крестьянские традиции и много сельских ребят пополняли ряды рабочих Чебоксар и Новочебоксарска, производительность труда была достаточно высокой[2]. Сейчас ситуация на селе (да и в городе тоже) изменилась в худшую сторону. Большинство деревенских клубов (где когда-то показывали кинофильмы) влачат жалкое существование. Никаких развлечений кроме «дискотеки», футбола, волейбола и распития алкоголя не осталась. И подавляющее большинство хочет уехать в город. Поступить в вуз, найти работу и стать городским. Желание хорошее, никто не спорит, только город нынче не может вместить всех желающих. А без сельского хозяйства Россия не выживет. Все последние столетия город «жил» за счет крестьянства: и при царе, и при советской власти. Живет и сейчас.
В технари идти надо, там вся сила, брат Постоянно слышны разговоры о том, что вузы (ссузы в меньшей степени) готовят «не те специальности»[3]. Причем обязательно будет упомянуто огромное количество экономистов и юристов. Среди них, разумеется, есть толковые специалисты, но как они сами говорят, «в настоящее время преобладает ярко выраженная тенденция по превышению предложения над спросом». И как следствие, «происходит обесценивание предлагаемых рабочих рук по данным профессиям». Шутки, шутками, но ни экономисты, ни юристы, по большему счету, напрямую не участвуют в создании материальных ценностей: хлеб не пекут, машины не делают, только возятся с бумагами. И постоянно лгут. Адвокаты и бухгалтеры по роду своей деятельности просто обязаны уметь обманывать (государство, партнеров, клиентов). Иначе никому они не нужны. Такая вот вредная профессия. Ругая экономистов и юристов, стало модным заодно упоминать о повышении спроса на специалистов технического профиля. Но повышение спроса вовсе не означает повышения предложения. А что могут предложить технические кафедры переферийных вузов России без должного финансирования, которое, если и сдвинулось с мертвой точки, то еще неизвестно в какую сторону. Практически ничего (большая часть некомпьютерного оборудования уже давно выработала свои ресурсы). Давным-давно на сайте интернет-проекта «Образовательное пространство России» был выложен анализ системы образования и социально-экономического развития субъектов РФ, входящих в Приволжский федеральный округ (данные Госкомстата РФ за 1999-2000 годы). «Анализируя процент выпускников, получивших направление на работу (в том числе в рамках целевой контрактной подготовки и в соответствии с заключенными договорами) и сопоставляя эти данные со средней плотностью выпускников, приходящихся на один вуз, можно выявить крайне неблагоприятную ситуацию в Чувашской республике (самый низкий процент трудоустройства - 18,4% при очень высокой плотности - 918,3 выпускника на один вуз), говорящую о невостребованности в регионе специалистов, выпускаемых тремя вузами». Нет, тут не опечатка наборщика. По их данным, в 2000 году в ПФО работало 102 вуза, из них в Чувашии - только 3. В ПФО нет ни одного региона, где процент трудоустройства выпускников опускался бы ниже 40% (средний процент без учета Чувашии превышает 50%). С тех пор прошло, конечно, уже четыре года, но ситуация вряд ли изменилась кардинальным образом.
На первый, второй, распределяйся На рубеже 90-х разорвалась прочная связь между учебными заведениями и предприятиями. Разумеется, нельзя сказать, что сейчас сотрудничества в этой области нет, но оно настолько незаметно, что при поиске работы в расчет самими студентами обычно не принимается. Раньше после окончания учебного заведения каждому выпускнику давали направление на профильное предприятие. На нем надо было отработать 2-3 года (уволиться раньше этого срока было проблематично, но возможно). После «отработки» можно было спокойно увольняться и устраиваться в любое другое место. Несмотря на то, что кто-то усмотрит в этом «ущемление прав и свобод», плюсов от подобной практики все же больше (во многих учебных заведениях отличники учебы, спорта и, как это ныне принято выражаться, молодежь с активной гражданской позицией, имели возможность выбора места работы из предлагаемого списка в первую очередь). Нынешняя молодежь об этой системе толком ничего не знает. А само распределение у них почему-то ассоциируется с распределением в лагеря ГУЛАГа. Хотя «отработка» гарантировала получение работы по специальности.
Догоним и перегоним США. Или СССР? Количество студентов в России по-прежнему увеличивается. Слышны радостные слова: «по количеству студентов на душу населения мы уже обогнали СССР». Так-то оно может и так, только толку от этого никакого. Это самое «громадье» лиц с высшим образованием категорически отказывается работать на рабочих специальностях. Но кто-то же должен работать на заводах, в «черной» промышленности. У нас большая часть экономики построена на ней, и переориентировать промышленность в ближайшие десятилетия не представляется возможным. Конечно, если не случится чудо, или не будет открыт какой-нибудь новый очень дешевый источник энергии. Это Запад может позволить себе огромное количество людей, занятых в сфере обслуживания. В США, например, большая часть продукции тяжелой и легкой промышленности (кроме стратегически важных) выпускается в странах Азии и Америки, а в самой стране на подобных производствах работают преимущественно выходцы из других стран. Зачем платить американским рабочим высокие зарплаты и выплачивать огромные налоги США, когда можно платить в десятки раз меньше рабочим в какой-нибудь азиатской стране. Концепция глобальной рыночной экономики на этом и построена. Богатые страны становятся богаче за счет бедных стран. Донором нынче стала и Россия Активно эксплуатируются именно те месторождения, выработка которых не требует больших затрат - «проедается» социалистический запас. Когда эти месторождения истощатся, у российского государства просто не будет возможности начать разрабатывать новые - не будет средств. Зато деньги будут у Запада. И он, разумеется, подаст нам руку помощи. Но совсем не безвозмездно («рыночная экономика» этого слова не знает). И тогда мы попадем в еще большую кабальную зависимость, чем сейчас. Можно что угодно говорить про СССР, но до прихода к власти Горбачева наш внешний долг не превышал 5 млрд. долларов (к началу 90-х он вырос до 100 млрд.). Сейчас он составляет порядка 140-150 млрд. долларов.
Чтобы ты жил на одну зарплату Наша молодежь (особенно те, кому нет восемнадцати) насмотрелась американских фильмов и тоже хочет работать как «они». Костюмчик, галстук, белая рубашка, отдельный кабинет, компьютер. А после работы оторваться в каком-нибудь клубе, сходить в кино или в ресторан. Ну, чем не жизнь? Никто не спорит, стремиться к лучшей жизни надо. Только как-то при этом забываются истинные источники западной богатой жизни, забывается тот факт, что на Западе есть и бедные, и нищие (кино - это только кино). И главное, Россия, не Америка. И вряд ли когда-нибудь ею станет. Так что пора отбросить несбыточные желания и подумать о реальных возможностях. Тем более что приходит время поколения, родившегося на рубеже 80-х годов.
Примечания: [1] Статья эта была написана в свое время для газеты «Мы-студенты» № 5 (31), 8-22 апреля 2002 года. Данный вариант дополнен и исправлен более чем наполовину. [2] А.С. Панарин в книге «Православная цивилизация в глобальном мире» по этому поводу высказался более жестко: «Не случайно социологи отмечают, что настоящим резервом массовых городских профессий, в особенности промышленных, являются недавние выходцы из деревни, еще сохранившие дух патриархальной дисциплины и прилежания. Горожане второго - третьего поколения к промышленному труду уже, в сущности, не способны». [3] Однако, какие же профессии нужно готовить вузам, до сих пор неизвестно. Разговоры на эту тему ведутся уже давно: результата нет. Новочебоксарск, 3 августа 2004 года.
17312 просмотров
Ваш комментарий будет первым | | |