Прежде всего, позвольте предложить вам маленький тест на патриотизм. Итак, можно ли считать патриотом своей страны (именно своей, а не какой-нибудь чужой)… …президента, который своих детей отправляет учиться за границу? …российского миллиардера, заимевшего себе огромное состояние за счет родной страны, который вкладывает сотни миллионов долларов на покупку и финансирование зарубежного футбольного клуба? …«могучую кучку» российских экономистов «с мировыми именами», которые считают, что заграница просто жаждет нам помочь? Если вы три раза ответили «нет», то можете смело считать себя патриотом России. Если нет, стыд вам и позор (но таких, я думаю, будет немного). Тест, конечно, шуточный и совсем не научный, однако не забывайте: в каждый шутке есть доля истины.
У той страны нет будущего, у которой не осталось патриотов в настоящем Среди молодых россиян - да, к сожалению, и среди представителей старших и, казалось бы, более разумных слоев населения - бытует мнение, что в наше время быть патриотом России крайне глупо и нелогично. Во-первых, заявляют эти господа, «российская действительность отвратительна и безобразна»: нет ни свободы слова, ни возможности для самореализации, ни хорошей жизни. Во-вторых, на них страшно давит «призрак коммунизма», к коему они испытывают чувства, близкие к страху и ненависти. Что также не прибавляет им любви к родине. А в-третьих, была бы их воля, они с удовольствием родились бы в Америке или Западной Европе. Но так как пока они живут еще в России, то вынуждены предпринимать некоторые действия, дабы скрыть свое истинное лицо. Например, объявить патриотизм уделом одержимых националистов и простолюдинов[1], а себя гордо именовать «гражданами мира» и космополитами. Хотя таких господ в нашем отечестве немного, следует заметить, что, к несчастью, они хорошо плодятся среди чиновников и интеллигенции: журналистов, социологов, публицистов. Обвинения в том, что Россия редко когда слушалась своих западных учителей (которые только добра нам желают), и вечно пыталось строить свое будущее (на Западе одинаково не жалуют наше Православие, коллективизм и попытку построить коммунизм - лишь потому, что оно наше, родное) - у многих здравомыслящих людей вызывает только улыбку. Также как и то, что господа хорошие постоянно путают два разных понятия. Родина, отечество[2] - это то, что дано нам от рождения, что не выбирают и любят вне зависимости от того, как сложилась их личная судьба. А жизнь гражданина любой страны обычно зависит от создаваемой людьми надстройки: управляющего аппарата (три ветви власти, крупный бизнес, криминал, спецслужбы и т.п.). Ну, не удалось тебе реализовать свои замыслы, ну, живешь ты не так, как тебе хочется - при чем тут Родина? Она в чем виновата? В том, что среди высших чиновников патриотов почти не осталось? В том, что история России такая, какая есть? Тоталитаризм, бюрократия, капитализм, безработица и прочее - все это творения человеческих рук. И отечество тут вовсе ни при чем.
Хорошо там, где нас еще нет Многие хотят из Чувашии уехать куда-нибудь. Желательно, конечно, в Москву или Санкт-Петербург, а лучше сразу перебраться за границу. Там тепло. Там много денег. Там бродят синие птицы счастья по розовым кисельным берегам. А кому вы там нужны? Хорошие специалисты и в России могут много получать, а плохие Западу и подавно не нужны. Разве что в качестве квалифицированной рабочей силы. А что делать остальным? Сидеть у себя в Чебоксарах и изливать свою горечь и желчь на все, что его окружает? Ну, скажите мне, что с таким упадническим настроением можно хорошего сделать для своей страны? Правильно, ничего. Кто-то же должен остаться и строить здесь, на родине. Улучшать то, что уже есть, устранять недостатки (именно устранять, а не разрушать построенное). У нас ведь тоже можно жить (многовековая история тому подтверждение). Не так красиво и богато, как в Москве, но можно. Все равно хотите уехать? Тогда уезжайте и не портьте жизнь тем, кто решил остаться.
А кто виноват? Пушкин виноват? Такова уж природа социального человека, что он вечно ищет источник своих несчастий где-то на стороне. И редко когда у него хватает разума и совести, чтобы заглянуть в самого себя. Обвиняя родину во всех смертных грехах, люди забывают, что виновники человеческого беспредела - обыкновенные люди. И не только те, кто нами управляют, но и мы сами. Потому что мы сегодня «живем в демократии», и сами выбираем себе правителей. Другое дело, что нам на выбор подсовывают совсем не тех, кто мог бы сделать что-то полезное для простого народа (а оно у нас - большинство). Но ведь они все когда-то вышли из народа. Лучше вспомните пословицу: «Горе народу, коим правят те, кто должен ходить в лакеях!» - и попытайтесь сами измениться в лучшую сторону. Если, конечно, вы на самом деле хотите, чтобы все, и вы в том числе, жили лучше. Легко сказать: «я ворую потому, что все ворует; я лгу, потому что все лгут». Ума для этого особого не надо. Хорошо, как хотите. Воруйте, лгите, обманывайте, давайте взятки, только не кричите потом, что «во власти коррупция, а все менты - сволочи». Как раз вы на это морального права не имеете. Утопия, скажете вы? Отчасти да. Но если народ станет нравственно выше, то и власть будет вынуждена подтянуться до этих идеалов (и не на словах, а на деле). А пока все наоборот: власть подстраивает население так, как ей нужно. Утопизм заключается в том, что власть имущие вряд ли допустят поднятие национального исконно русского духа - иначе им духовная смерть.
Патриотическое воспитание: за и против Дабы никого ненароком не обидеть, придется нам вспомнить о том, что «в сфере реализации государственной молодежной политики» главенствуют следующие установки: здоровый образ жизни, патриотическое движение, нравственное воспитание. Слова хорошие, и к ним не придерешься. Мы тоже только за! Одно но. Методы внедрения их в молодые умы вызывает глубокие сомнения. Слова, словами, но на деле происходит все как раз наоборот. Безнравственность, алкоголизм, эгоизм, русофобия[3] - российские средства массовой информации просто пропитаны этими понятиями. И молодежь, которая обычно безоглядно верит тем, кто потакает их слабостям, впитывает всю эту мерзость как губка. Школа уже давно не второй дом. Рулит нынче массовая культура. В деле дискредитации патриотизма немалую роль играют и псевдопатриоты. Как их отличить? А шут их знает. Или другой пример, проявляешь патриотизм или здоровый национализм, так тебя сразу же обвиняют в шовинизме или фашизме. Случайно? Вряд ли. Наш мир, конечно, полон случайностей, но здесь, как в свое время говорил Остап Ибрагимович «чувствуется лапа Корейко». СМИ очерняют само понятие патриотизма на том основании, что «национал-большевики, «лимоновцы», «бритоголовые» и «скинхеды» - тоже называют себя патриотами». Не будем сейчас выяснять, насколько близки к правде лживые газеты и телеканалы, но западная демократия тоже имеет свои «извращения». Вспомните хотя бы «охоту на ведьм» в США 50-х годов прошлого столетия, различные расистские («Ку-клукс-клан», например) и неонацистские организации. Да и Гитлер ведь пришел к власти вполне демократическим путем. Отклонение от нормы - это еще не норма. Пора бы уже это знать. Нашим современникам в наследство от прошлого осталось только сознательно культивируемое чувство вины[4]. Либеральная интеллигенция постоянно напоминает нам о якобы исконно присущих русскому народу качествах. Лень (оттого, дескать, мы плохо живем), отсутствие культуры (поэтому мы Запад не понимаем), глупость (оттого и все либеральные реформы проваливались), агрессивность (зачем тевтонских рыцарей утопили, а Наполеона чуть в снег не закопали?). Конечно, после развала СССР этот вой несколько поутих, но при первой серьезной попытке возродить русское национальное сознание (которое позволяло нам отражать все агрессии и выходить из самых глубоких кризисов) - они опять закричат все о том же.
Патриотизм - штука тонкая Так что же такое патриотизм? Отбросим в сторону расплывчатую формулировку: «Патриот любит свое отечество, а националист ненавидит чужое» (ведь одно другому не мешает). На наш взгляд, наиболее точно суть патриотизма отразил замечательный русский писатель и историк В.Кожинов[5]: «Истинный патриотизм - это любовь и преданность своей стране и в целостности ее истории, и в ее современном состоянии. Между тем, ныне к «патриотам» причисляют людей, которым дорога только дореволюционная, монархически-православная Россия (Россию после 1917 года они так или иначе «отрицают»), а с другой стороны - людей, которые дорожат позднейшей, советско-коммунистической Россией. Если вдуматься, станет ясно, что все эти люди являются вовсе патриотами не России, а того или иного общественного строя, и в этом - еще одна причина несостоятельности употребления слова «патриот». К счастью, не все так плохо в отечестве нашем. Патриоты все же остались. И их немало. Это и военные, и простые рабочие, сельские жители, учителя, врачи, студенты (список можно продолжать). Поодиночке они незаметны, да и не задумываются этим вопросом. Но именно им можно ставить в заслугу то, что Россия еще не повержена. А напади на нас какой-нибудь внешний враг, хочется верить, что, как и в далеком сорок первом, в военкоматах снова будут очереди. Но это уже совсем другая история…
P.S. Лучше Достоевского не скажешь[6] «Мне воображается, что даже самый беднейший какой-нибудь школьный учитель и тот ужасно много мог сделать и единственно одной лишь своей инициативой, захоти только сделать! В том-то и дело, что тут важна личность, характер, важен деловой человек и такой, который действительно способен хотеть. На учительское место у нас большею частию приезжает теперь молодой человек, хотя бы даже и желающий сделать добро, но не знающий народа, мнительный и недоверчивый; после первых, иногда самых горячих и благородных, усилий - быстро утомляется, смотрит угрюмо, начинает считать свое место за нечто переходное к лучшему, а потом - или спивается окончательно, или за лишние десять рублей бросает все и бежит куда угодно, даже даром бежит, даже в Америку, «чтоб испытать свободный труд в свободном государстве». Это случалось и, говорят, случается и теперь. Там, в Америке, какой-нибудь гнуснейший антрепренер морит его на грубой ручной работе, обсчитывает и даже тузит его кулаками, а он за каждый тузом восклицает про себя в умилении: «Боже, как эти же самые тузы на моей родине ретроградны и неблагородны и как, напротив, они здесь благородны, вкусны и либеральны!». И долго еще так ему будет казаться; не изменять же из-за таких пустяков своим убеждениям! Но оставим его в Америке…»
Новочебоксарск, 14 июля 2004 года.
[1] Как сказал один писатель (уже не помню кто) «Священное для многих современных народов понятие патриотизма стало для определенной части нашего общества признаком ретроградства и чуть ли не фашизма». [2] Родина, -ы, ж. 1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины…(из словаря Ожегова). [3] Эту тему хорошо раскрыл И.Шафаревич в своих книгах «Русофобия» и «Русофобия. Десять лет спустя». [4] Для примера почитайте статью А. Тулеева «Нельзя жить на коленях», Независимая газета, октябрь 2000 г. [5] Его книги и статьи можно найти в Интернете (например, на сайте www.patriotica.ru). [6] Ф.М. Достоевский «Дневник писателя», 1873, глава XI «Мечты и грезы».
///2011/// 12 декабря. Новый рекорд: 812 посетителей (по данным счетчика "liveinternet.ru"). Апрель. Еженедельные горячие десятки анекдотов теперь не выкладываются на главной странице. ///2010/// 27 января. Новый рекорд: 560 посетителей (по данным счетчика "mail.ru"). 25 января. Перешел на более мощный тарифный план. Теперь сайт работает в 1,5-2 раза быстрее. ///2009/// 19 ноября. Новый рекорд: 312 посетителя (по данным счетчика "mail.ru"). 15 апреля. Закрылась почтовая рассылка "Лучшая десятка анекдотов от Дяди Зорыча". Сам раздел продолжит существование. ///2008/// 21 октября. Новый рекорд: 102 посетителя (по данным счетчика "mail.ru"). 26 июня. Сайт переехал на собственное доменное имя www.zorych.ru (спасибо Алексею Радченко).
01 июня. День рождения сайта. В этот день начал заливать информацию на локальный сайт.