Хотим мы того, или нет, окружающий мир непрерывно меняется. Изменяются и информационные технологии. В последние годы IT-разработчики и аналитики все чаще рассуждают о ближайшем компьютерном будущем, которое будет реализовано под эгидой “облачных вычислений”.
“Облачные вычисления” (от англ. “Cloud computing”) базируются на технологии удаленной обработки данных, при котором компьютерные ресурсы и вычислительные мощности предоставляются пользователю через информационные сети. Преимущества очевидны: доступ к собственной рабочей среде возможен из любой клиентской точки, где есть доступ в Интернет. При таком подходе совершенно неважно, какой у вас компьютер. Основная масса вычислений выполняется сервером, поэтому даже на устаревшем компьютере вы сможете работать с современными высокопроизводительными программами. У клиента должен быть быстрый Интернет (здесь в нашей стране еще есть над чем поработать) и оболочка для взаимодействия с сервером: веб-браузер или веб-ОС. Больше ничего не нужно. Основная часть данных и необходимое программное обеспечение хранится на сервере. Вся пользовательская информация обычно дублируется и надежно защищается.
Праобразом концепции “облачных вычислений” могут служить сервисы по хранению разнообразных данных, доступ к электронной почте через веб-интерфейс, социальные сети, браузерные игры. В настоящее время “облачность” расползается по нескольким основным направлениям. >>>
Онлайновые сервисы: редакторы, антивирусы
Уже несколько лет в Интернете активно предоставляются возможности оффлайновых программ. Это текстовые редакторы, редакторы изображений, антивирусные продукты, переводчики и другие.
Из распространенных онлайновых офисных пакетов можно отметить Google Docs, Zoho Office Suite, OpenGoo. В этом году должна выйти онлайновая версия Office 2010, доступная через интернет-браузер и включающая в себя Word, Excel, PowerPoint и OneNote.
В конце прошлого года появилась бета-версия бесплатного “облачного” антивируса Panda Cloud Antivirus (www.cloudantivirus.com). Антивирус включает локальную и удаленную антивирусную защиту, а также антивредоносное, антируткитовое, эвристическое сканирование и составление списка программ, разрешенных для запуска. По сравнению с традиционными антивирусами Panda Cloud Antivirus потребляет вдвое меньше ресурсов.
Данное направление будет развиваться и дальше, так как налицо следующие плюсы: вы можете работать с программами в любой операционной системе на любом компьютере. Единственный минус таких сервисов — необходимо иметь стабильное и желательно высокоскоростное соединение с Интернетом.
Виртуальные рабочие столы и ОС
Известно, по крайней мере, несколько десятков сервисов, предоставляющих зарегистрированным пользователям “онлайновые десктопы”. Подробнее об этом мы уже писали в статье “Заоблачные дали онлайновых “десктопов” (МДК, № 16, август 2009 года). На данном этапе онлайновые рабочие столы находятся в стадии зарождения: идет глобальное бета-тестирование. Отрабатываются механизмы взаимодействия с пользователем и само отношение пользователя к подобным сервисам.
Возможно, в будущем виртуальный рабочий стол превратится в полноценную виртуальную операционную систему. Яркий пример: Google Chrome OS, которая пока находится в разработке. Эта ОС построена на базе ядре Linux с использованием браузера Google Chrome, работающего в специально разработанной оконной системе. По словам специалистов компании, новая ОС будет обладать следующими преимуществами: быстротой, простотой, надежностью и безопасностью. Дата появления стабильной версии пока неизвестна, но революции Google Chrome OS пока не сделает: пользователь не готов полностью перейти на “облачную” концепцию. Но за инициативой Google могут последовать другие компании.
Игровое направление
В начале 2009 года были анонсированы три интернет-сервиса, системы цифровой дистрибуции компьютерных игр, использующие концепцию облачных вычислений: OnLive, Gaikai и OTOY. Суть технологий сводится к тому, что при наличии хорошего Интернет-соединения, настольного ПК или дешевой мини-консоли, пользователь получает возможность запускать самые современные игры для ПК на любом оборудовании: все вычисления производятся удаленно, на мощном распределенном сервере, а на клиентскую машину поступает уже готовые аудио- и видеоданные. На данный момент идет тестирование сервисов. При использовании подобных систем станет невозможным пиратство и читерство.
Тем временем компания Ubisoft планирует внедрить схему хранения пользовательского игрового контента на сервере (аккаунт, отгрузки, дополнительные данные). Система стартует в марте вместе выходом игры Settlers 7. Желающим поиграть придется озаботиться наличием постоянного интернет-соединения и аккаунта на Ubi.com. Количество компьютеров, на которых может быть установлена игра, ограничиваться не будет.
(Опубликовано в газете "Мой друг компьютер", № 8, апрель 2010 года. Здесь дана авторская редакция.)
23672 просмотров
Ваш комментарий будет первым | | |