В начале августа столкнулся с непонятной проблемой. Оставил компьютер качать торренты, а сам ушел на работу. Прихожу — мышь не работает, клавиатура реагирует, но “трехкнопочная комбинация” не срабатывает. Одним словом, завис. Перезагрузился, через пять минут аналогичная ситуация. Попытался запустить компьютер через безопасный режим, режим обычной загрузки, загрузки компьютера с последними работоспособными параметрами — все одно через некоторое время операционная система прекращала функционировать. На пятый или шестой раз все пришло в норму. Через неделю ситуация повторилась. И снова через несколько попыток запуска Windows XP она начинала работать стабильно. Второй случай — это уже тенденция, поэтому начал поиск причин проблемы. >>>
Проверил целостность Windows с помощью команды “sfc /scannow”. Два раза. Не помогло. Просканировал систему на наличие вирусов, отключил дополнительный винт, так как грешил на недостаток питания, провел тест памяти. Безрезультатно. Проверил диски на наличие ошибок с помощью программы “CheckDisk”. Утилита нашла и исправила ошибки на двух разделах. Но через несколько дней зависание повторилось.
В итоге пришел к выводу, что в результате каких-то ошибок нарушилась нормальная структура операционной системы. Тем более, что при перестала работать команда “gpedit.msc”. Причем команда срабатывала, структура папок была видна, но исчезли все элементы. Пришел к выводу, что самое лучшее в моем положении — переустановить Windows с полным форматированием системного раздела (вторая вероятная причина — бэд-блоки, хотя выявить их не удалось).
Самое главное: было необходимо сохранить нужную информацию с диска С. Ниже мы разберем схематичный алгоритм переустановки Windows XP. При этом допускаем, что операционная система худо-бедно работает и вы можете самостоятельно сохранить данные. В иных случаях придется копировать информацию с помощью LiveCD либо подключать винчестер к другому компьютеру.
Итак, у нас есть операционная система Windows XP, браузер Mozilla Firefox, почтовый клиент Mozilla Thinderbird, мессенджер QIP, записная книжка Flashnote. Перед нами стоит задача: максимально быстро переустановить Windows, при этом сохранив профили браузера и почтового клиента, электронные письма, историю аськи, заметки из блокнота. В некоторых случаях будет эффективнее клонировать раздел либо нужные папки с помощью специальных утилит (к примеру, платного Acronis True Image). Но его у меня в наличии нет. Как и опыта работы с ним.
Сохраняем важные данные
Напоминаю, рассматриваем конкретный случай. Ваш будет различаться в зависимости от установленного ПО.
Просмотрите папку “Мои документы” и аналогичные (“Моя музыка”, “Мои рисунки”), выясните, нет ли важных документов на “Рабочем столе” (Documents and Settings\Имя_пользователя\Рабочий стол\).
Если на системном диске установлены игры и вы не хотите потерять полученные результаты, выясните, где хранятся отгрузки и скопируйте их в другой раздел. обычно располагаются в папке X:\Documents and Settings\Имя_пользователя\Application Data\. Далее ориентируйтесь по названию игры. Также отгрузки вместе с профилями, возможно, будут находиться в папках с установленными играми.
QIP можете смело скопировать в другой раздел, она запустится с любого места.
Для блокнота Flashnote нужно выполнить команду “File > Export Database”. При следующей установке сохраненные данные нужно загрузить по одному с помощью “File > Load From File”.
Теперь к продуктам Mozilla. Сохраните содержимое папок “profiles” (\Documents and Settings\Имя_пользователя\Application Data\Mozilla\Firefox\ и \Documents and Settings\Имя_пользователя\Application Data\Mozilla\Thunderbird\). После переустановки Windows достаточно один раз открыть программы (при этом автоматически создадутся новые профили), закрыть браузер и почтовик, и скопировать сохраненные данные в папки “profiles” свежеустановленной Windows XP.
К сожалению, в моем случае Firefox отказался запоминать пароли. Пришлось заводить чистый профиль (“Пуск > Выполнить > Firefox -P”) и скопировать закладки отдельно, воспользовавшись функцией экспорта/импорта браузера (“Закладки > Управление закладками > Импорт и резервирование”).
Перед переустановкой Windows желательно озаботиться наличие соответствующих драйверов. В этот раз я попробовал в деле программу DriverMax, которая сканирует систему на наличие и сохраняет их в отдельную папку. Утилита нашла 75 различных драйверов, но после их установки на чистую некоторые устройства так и остались неопознанными. Поэтому пришлось воспользоваться “дедовским” методом — установить их с заботливо сохраненных компакт-дисков производителей материнской платы, видеокарты, звуковой карты, клавиатуры и мыши. Кстати, копии драйверов для надежности желательно хранить на винчестере. Можно в той же папке, где и инсталляки нужных программ.
Несколько советов по работе с Windows
В идеале, сразу после установки Windows и драйверов нужно включить брандмауэр (если он отключен) и проверить систему антивирусом с последними антивирусными базами. После установки основных программ рекомендуется создать точку восстановления либо сделать бэкап системного диска.
Напоследок несколько советов. Во-первых, винчестер желательно разбить минимум на три раздела. Первый: системный, где будет стоять Windows и программное обеспечение. Никакие личные данные на диске C хранить не нужно. Отучайтесь закидывать файлы в “Мои документы” и на рабочий стол. Им там не место. Сразу назначьте для менеджеров закачки место на другом разделе.
Второй: место для хранения резервных копий драйверов, инсталляционных файлов, бэкапа важных файлов. Профили продуктов от Mozilla также можно хранить на этом разделе. Также здесь можно ставить программы, не требующие повторной инсталляции при переустановке системы (тот же QIP).
На третьем разделе можно хранить личные данные, фото, музыку, видео.
Также для вашего же удобства в случае неожиданного краха Windows, заведите отдельную папку с минимально необходимым софтом, который вы будете ставить в первую очередь. Сделать это лучше до “часа чем после. А дубликат папки можно хранить на флешке. И при случае поделиться с товарищами по несчастью.
И главное. Ваша информация зачастую уникальна, поэтому прежде чем отформатировать системный раздел, подумайте, все ли вы скопировали в надежное место.
(Опубликовано в газете "Мой друг компьютер", № 21, октябрь 2009 года. Здесь дана авторская редакция.)
///2011/// 12 декабря. Новый рекорд: 812 посетителей (по данным счетчика "liveinternet.ru"). Апрель. Еженедельные горячие десятки анекдотов теперь не выкладываются на главной странице. ///2010/// 27 января. Новый рекорд: 560 посетителей (по данным счетчика "mail.ru"). 25 января. Перешел на более мощный тарифный план. Теперь сайт работает в 1,5-2 раза быстрее. ///2009/// 19 ноября. Новый рекорд: 312 посетителя (по данным счетчика "mail.ru"). 15 апреля. Закрылась почтовая рассылка "Лучшая десятка анекдотов от Дяди Зорыча". Сам раздел продолжит существование. ///2008/// 21 октября. Новый рекорд: 102 посетителя (по данным счетчика "mail.ru"). 26 июня. Сайт переехал на собственное доменное имя www.zorych.ru (спасибо Алексею Радченко).
01 июня. День рождения сайта. В этот день начал заливать информацию на локальный сайт.